Posted 28 июля 2021,, 10:05

Published 28 июля 2021,, 10:05

Modified 7 марта, 13:26

Updated 7 марта, 13:26

Вакцинация - не панацея: ситуация с пандемией становится патовой во всем мире

Вакцинация - не панацея: ситуация с пандемией становится патовой во всем мире

28 июля 2021, 10:05
Расчет на всеобщую вакцинацию не оправдывается, но вводить или отменять ковид-меры одинаково опасно с точки зрения рейтинга властей и доверия к государственным институтам в целом. И это вовсе не означает бесполезность вакцинации, темпы которой растут во всем мире.

Политолог Глеб Кузнецов проанализировал общественно-политическую ситуацию в стране и в мире на фоне борьбы с пандемией, и пришел к заключению: идея о том, что зараза уйдет со всеобщим вакцинированием, кажется, начинает рушиться, а это повлечет за собой довольно любопытные последствия. По мнению Кузнецова, ситуация пришла к удивительному пату. Когда и вводить, и отменять ковид-меры является одинаково опасно с точки зрения рейтинга властей и доверия к государственным институтам в целом. В чем же спасение? Как ни удивительно спасение – в цикличном характере эпидемии. За подъемом следует неизбежный спад. И этот спад окажется возможным приписать усилиям властей, эффективности прививок\масок\локдаунов\надомной работы\QR кодов (ненужное зачеркнуть).

Политолог объясняет причины такого положения дел, тем что новый взлет регистрируемых случаев COVID-19 в странах, где число привитых перевалило за 60%, – а это происходит повсеместно – ставит под сомнение «вакцинную надежду» на прекращение пандемии и заставляет элиты этих стран поменять риторику, связанную с этой надеждой. Но в отличие от прошлых волн пандемии изменение риторики не влечет за собой изменение политики и ужесточения ограничительных мер.

Расчеты на вакцинацию, обещавшую скорое спасение от COVID-19, не спешат оправдываться. Еще в декабре главный инфекционист США Энтони Фаучи утверждал, что если привьется 75–80% населения, то «к концу II квартала следующего года пандемия в том виде, в котором мы ее знаем, станет неопасной». Сейчас, полгода спустя, он активно выступает за возвращение масочного режима для всех, включая привитых. Элиты продолжают лавировать между ковид-лоялистами и ковид-скептиками, все больше склоняясь к тактике «декоративных мер»: заболеваемость заболеваемостью, но и продолжать держать бизнес и границы закрытыми невозможно.

Если для первых месяцев 2020 г. был характерен общественный запрос на жесткие меры, призванные предотвратить распространение COVID-19, то за полтора года людям все осточертело. Причем осточертел весь пандеймийный контекст: ограничительные меры; их отсутствие; отсутствие связи ввода-снятия ограничительных мер с заболеваемостью; плохие новости о пандемии; хорошие новости о возрождении экономики, несмотря на пандемию; вакцины работают; вакцины не работают; вакцины работают, но не так и не всегда, поэтому сосредоточимся на вакцинации детей и так далее.

По мнению одних, власть демонстрируют свою неспособность справиться с проблемой, а по мнению других – «нагнетает», «манипулирует» и «преувеличивает опасность».

Власть оказывается уязвима как со стороны ковид-скептиков, отрицающих саму необходимость ограничений, так и со стороны ковид-лоялистов, для которых любые ограничения оказываются недостаточными.

Фундаментальная причина снижения доверия именно в этом.

Кризис самого пандемийного дискурса, который по всей видимости окончательно исчерпал себя в настоящем виде. Что о ней – пандемии – ни говори, все не так, не туда, раздражает и ведет к потере рейтинга ситуационно и доверия - в долгосрочной перспективе.

Снижение поддержки касается не только властей, но и оппозиции. Не только из-за ослабления доверия к политическому классу как таковому. Но еще из-за меньшей «ресурсности», оппозиция представляется еще менее способна «решить вопрос».

Воздух не озонирует и крах «вакцинной надежды» на окончательное решение вопроса с ковид, который привел к переобуванию на ходу государственной пропаганды повсеместно. Теперь вакцина спасает не от заражения, а от смерти на ИВЛ (с выводом – маску снимать рано).

Хорошая новость – как только волна заражений по эпидемическим причинам (как и надлежит в уставные 40 дней) начинает спускаться, интенсивность поедания мозга граждан со стороны медиа спадает и корректируется вверх доверие-рейтинг.

Плохая новость – есть такая штука, как осенне-зимний эпидемический подъем, который может много что поменять и не в лучшую сторону, если власти не найдут новых объяснительных конструкций про вирус.

Пропаганда “полного уничтожения COVID-19” под давлением фактов сменилась обещанием более легкого протекания инфекции у вакцинированных и снижения рисков передачи заболевания. Вакцинируйтесь, и вы спасете уже не человечество от эпидемии, а себя от ИВЛ. Акцент на вакцинацию также создает спрос на многочисленные исследования, свидетельствующие о том, что три дозы вакцины – в западной формулировке и «ревакцинация» - в нашей - защищают от COVID-19 лучше, чем две. ...

Но это совершенно не важно. Ведь исход этой битвы, как и многих других до нее, решил экономический фактор. Полтора года ограничений, работающих не в полную силу предприятий и закрытых границ показали, что продолжение локдауна может стать фатальным. «Восстановление цепочек поставок» - превращается в идею-фикс развитых экономик, а оно невозможно без минимизации ограничений. Хотя снятие ограничений зачастую не идет на пользу популярности политических элит среди ковид-лоялистов, которые преобладают в большинстве развитых стран, они вынуждены делать выбор между ситуативным рейтинговым преимуществом сейчас и долговременной экономической стабильностью позднее.

"