Posted 28 июля 2019, 09:16

Published 28 июля 2019, 09:16

Modified 7 марта, 15:29

Updated 7 марта, 15:29

Премьера для премьера: хватит ли Борису Джонсону политической гибкости

28 июля 2019, 09:16
Для нового премьер-министра Великобритании начинается суровое испытание его талантов к политическим гибкости, изворотливости и изощренности

Казалось бы, центральным событием уходящей недели для Великобритании стало избрание и начало работы на посту премьера Бориса Джонсона, бескомпромиссно настаивавшего на выходе из ЕС до 31 октября – вплоть до разрыва с ним без сделки. Тем не менее, избрание Джонсона не было неожиданностью, а вот признание им 25 июля того, что все-таки Великобритания пока полностью не готова к выходу из Евросоюза без сделки, стало для британцев сенсацией.

Евгений Бень

Известно, что Джонсон как непредсказуем, так и гибок, но в его жесткой бескомпромиссности по Brexit мало, кто сомневался – притом, учитывая прежде незамеченную за ним склонность к настолько резким зигзагам. Что же подвигло нового руководителя Соединенного Королевства к декларации на поверхности быстрой переоценки ситуации?

Сложности сразу и в полный рост

Во-первых, премьерство Джонсона началось с того, что глава шотландского правительства Никола Стерджен, вероятно, в качестве своеобычного поздравления предупредила его, что Эдинбург продолжит подготовку к референдуму о независимости. По ее словам, разработанный британскими властями план по выходу из Евросоюза вредит шотландской экономике. Вроде бы ничего особо нового тут нет: Эдинбург с всё большей и большей настойчивостью предупреждает о возможном разрыве с Лондоном с момента референдума о выходе Британии из Евросоюза (июнь 2016).

Однако, как выяснилось, бомба, заложенная под единство Королевства, не столько в очередном предупреждении Стерджен, сколько в том, что, как проинформировал Reuters, парламент Шотландии рассмотрит законопроект о проведении референдума о государственном суверенитете сразу после летних каникул. А это означает не больше – не меньше, что волеизъявление по независимости Шотландии может быть назначено, даже не дожидаясь тех или иных конкретных решений, принятых к 31 октября. Получается, Стерджен дала Джонсону понять, что и самого факта его присутствия на посту премьера уже может хватить для выхода Шотландии из состава Великобритании.

Во-вторых, как рассказал The Guardian,в первом же телефонном разговоре глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер отказал новому премьер-министру Великобритании в возобновлении переговоров об условиях выхода из ЕС. Юнкер назвал нынешний вариант договора «лучшим и единственно возможным», а Брюссель будет рассматривать пожелания Джонсона – исключительно на предмет их должного соответствия уже существующему соглашению, который британская Палата общин признала неприемлемым и унизительным.

Притом основной переговорщик с Лондоном от Брюсселя Мишель Барнье вообще обвинил Джонсона в стремлении расколоть Европейский Союз, а Урсула фон дер Ляйен, которая осенью станет новым главой Еврокомиссии, еще накануне избрания Джонсона оповестила о своей приверженности прошлогоднему соглашению по Brexit, разработанному совместно с британским экс-премьером Терезой Мэй. По этому соглашению изначально предполагалось, что страна покинет ЕС 29 марта 2019 года, однако этого не произошло, и Тереза Мэй решила подать в отставку, разойдясь с собственным парламентом во мнении об условиях выхода страны из Евросоюза. Уступки Брюсселю, с которыми в конце прошлого года была готова смириться Мэй, были сопряжены с рисками утраты контроля над Северной Ирландией и Гибралтаром.

Брюссель не изменит соглашение. Даже при Джонсоне

Джонсон не случайно грозил предложить британскому парламенту жесткий разрыв с ЕС без сделки. Хотя само обещание уже подталкивало Шотландию к выходу из Соединенного Королевства и вело непрогнозируемому общенациональному материальному ущербу, Джонсон по всей видимости очень рассчитывал, что при всем – при этом Брюссель, увидев на посту британского премьера человека, уверенного в себе, неординарного, решительного и готового идти до конца, сразу предпочтет не играть с огнем и пойдет на попятную.

Надежду на успех вселяла и поддержка президента США Дональда Трампа, настаивавшего на кардинальном разрыве Лондона с Евросоюзом, не выплачивая ему согласованную сумму в 50 млрд долларов, и обещающего Джонсону, уже ставшему премьером, в 3-4 раза увеличить объем торговли США с Великобританией.

Однако британский парламент, хотя в нем и преобладают консерваторы, сейчас отдавшие Джонсону предпочтение, раньше не раз голосовал за то, чтобы в принципе исключить выход страны из Евросоюза без сделки. Большинство консерваторов выбрало Джонсона, но этой поддержки явно не хватит для решения о жестком разрыве с ЕС в парламенте, где у тех же консерваторов незначительный перевес.

Палата общин 18 июля приняла поправку, призванную усложнить премьер-министру реализацию Brexit без соглашения с Евросоюзом. Поправка должна помешать правительству Великобритании приостанавливать деятельность парламента, чтобы без его вмешательства выйти из ЕС без сделки с Брюсселем. Эта мера теоретически дает возможность избежать жесткого разрыва с Европейским союзом.

При непреодолимом противостоянии парламент Великобритании имеет право вынести правительству вотум недоверия, после которого в течение двух недель необходимо будет сформировать новый кабинет, который поддержало бы большинство голосов парламентариев. В противном случае парламент также будет распущен, а в Великобритании назначат новые выборы, а потом и до смены премьера недалеко. В общем, Brexit при таком повороте мог бы окончательно погрузить Великобританию в состояние долгосрочного глубокого политического кризиса.

Сработает ли «план Б»?

И тут после демарша Эдинбурга и проявленной Евросоюзом непреклонности Борис Джонсон выворачивает ситуацию наизнанку, заявив, что на самом-то деле Лондон, оказывается, в полной мере к разрыву с ЕС без сделки не готов. Значит при всей выявившейся зашкаливающей степени неуступчивости Брюсселя новый британский премьер на заведомо провальный (и не только для него, но всего государства) конфликт с парламентом, скорее всего, не решится, а, очень вероятно, включит некий до поры – до времени скрытый от публичных глаз «план Б», явно не вызвавший бы аплодисментов у многих тори во время недавних выборов премьера. Такое развитие событий показало бы, что Джонсон – не политический камикадзе (в коего, кстати, слабо верится), а изощренный политик. Вопросы – каков его стратегический расчет, и сможет ли он сработать?

Итак, с одной стороны, Брюссель со всей определенностью подтверждает нежелание идти Лондону на уступки по поводу смягчения подписанного в прошлом году Терезой Мэй соглашения. С другой стороны, Борис Джонсон не преминул вдруг показать, что биться головой об стенку, требуя от британского парламента ухода из ЕС без сделки, он вряд лив действительности собирается. С третьей стороны, у Джонсона всё равно нет другого выхода, как сдвинуть ситуацию с мертвой точки до обозначенной даты 31 октября, а иначе ему грозит скорая отставка.

Следовательно, Джонсону остается попытка реализовать альтернативно-компромиссный «план Б». Какими именно дипломатическими способами и средствами такой план можно воплотить, не располагая достаточной информацией, сказать невозможно. Но то, чего сможет при положительном исходе в этом случае достичь новый британский премьер, прогнозировать вероятно.

Добиться от Брюсселя послаблений по октябрьскому соглашению 2018 года практически невозможно. Притом сам текст этого соглашения предусматривает уточнение и детализацию по границе с Ирландией до 1 июля 2020 года, тогда как дополнительный переходный этап после Brexit вообще закончится в конце 2020 года. Исходя из текста соглашения на 585 страниц, на долгий переходный этап Лондон потеряет доступ к системе принятия решений в ЕС. Однако, за Великобританией остаются все обязанности страны Евросоюза, в том числе платежи в бюджет и соблюдение всех требований рынка ЕС.

Однако британский парламент не ратифицировал и не ратифицирует до 31 октября такую сделку. Из этого следует, что Борис Джонсон может попытаться склонить Брюссель, например, к тому, что данное соглашение, имея юридическую силу, в то же время носит рекомендательный характер, пока сделка не будет исчерпывающе реализована и только уже потом утверждена британской Палатой общин. Для того, чтобы предлагаемое развитие событий не выпирало в глазах Евросоюза голословной демагогией, Лондон может подкрепить обещания переводом части или всех взносов за 2019 год в бюджет ЕС. Таким образом, 31 октября Великобритания гипотетически смогла бы покинуть Евросоюз без демонстрации вызывающего разрыва, а по соглашению рекомендательного характера, нуждающегося в дальнейшей реализации и детализации.

Подобный расклад позволил бы Евросоюзу в сложной истории с Brexit сохранить статус-кво, а у Лондона были бы развязаны руки для улаживания проблем с ирландско-североирландской зоной свободной торговли, с управлением Гибралтаром, со стремлениями Шотландии к суверенитету. Кроме того, Великобритания в дальнейшем в чем-то сможет и гибко уклониться от позиций рекомендательного соглашения.

Словом, для Бориса Джонсона прямо с места в карьер начинается суровое испытание его талантов к политическим гибкости, изворотливости и изощренности. Трудно сказать, сработает ли такой вероятный альтернативный вариант выхода из кризиса. Но ставки беспрецедентно велики, а какие-то шансы в общем есть. Уже потому, что предстоящая осенняя смена ключевых фигур в руководстве Евросоюза может носить довольный бурный характер и на какой-то момент затмить собой уход Британии. А расчетливый Джонсон, глядишь, здесь и выйдет в дамки… Или, в конце концов, разделит судьбу Терезы Мэй, а Brexit так и будет буксовать.

Подпишитесь