Posted 28 июня 2017,, 08:05

Published 28 июня 2017,, 08:05

Modified 8 марта, 02:00

Updated 8 марта, 02:00

Пляски на кресте в городе Ельце

Пляски на кресте в городе Ельце

28 июня 2017, 08:05
В городе Ельце Липецкой области начинается скандал вокруг оперы под открытым небом «Легенда о граде Ельце». Православные активисты усмотрели в ней "дьявольские пляски на кресте". Их точку зрения изложил для "НИ" местный журналист Игорь Травин.

Игорь Травин

В 2016 году опера получила премию Правительства РФ в области культуры. Всё бы ничего, если бы исполнители спектакля не танцевали на православном русском шестиконечном кресте. В Ельце многие верующие и священнослужители назвали это действо «дьявольскими плясками на кресте».

Опера «Легенда о граде Ельце»

Заказ на написание оперы московский композитор Александр Чайковский получил от заместителя главы администрации Липецкой области Людмилы Кураковой и директора Липецкой областной филармонии Наталии Мекаевой. Впервые опера была дана в Ельце в 2011 году. Либретто написали липецкий писатель Николай Карасик и московский автор Радомира Ползунова. Постановщиком выступил обладатель «Золотой маски» Георгий Исаакян.

Сюжет оперы посвящён походу Тамерлана в 1395 г. на Москву, внезапно прерванному под Ельцом. Согласно легенде, во сне ему явилась Икона Божией Матери. В итоге Тамерлан, устрашённый видением, повернул своё войско обратно и не пошёл на Москву.

Произведение традиционно исполняется в Ельце в естественных декорациях на берегу Быстрой Сосны, на месте событий, описанных в исторических хрониках. Но в качестве сцены используется шестиконечный православный крест. На нём танцуют и поют артисты оперы. Фривольно возлежат и сидят полуобнажённые танцовщицы, которые изображают гарем Тамерлана.

Зачем в опере топчутся на православном кресте

В исторических повествованиях о железном хромце присутствует исключительно явление Иконы Божией Матери. Креста нет. Как же он возник?

– Крест придумал немецкий художник Эрнст Гейдебрехт, – заявила в интервью елецкому телевидению в мае 2012 г. директор Липецкой областной филармонии Наталия Мекаева. – С точки зрения искусства – это гениально.

Немецкий художник Эрнст Гейдебрехт родился, оказывается, в СССР. Окончил Алма-Атинское художественное училище в 1965 г. С 1990 года живёт в Германии.

Какую же «гениальную» мысль доносит через лежащий на земле православный крест немецкий гражданин Эрнст Гейдербрехт?

Есть правило VI Вселенского собора (680 г., это, по сути, конституция всего христианского мира), запрещающее изображать крест на земле. Аристин (византийский канонист): «Крест, изображённый на земле, уничтожается». Вальсамон (византийский канонист): «Посему определило уничтожать изображения креста, находящиеся, где бы то ни было на земле, дабы не было попираемо ходящими знамение победы нашей над Диаволом».

Во всех объяснениях необходимости креста в опере «Легенде о граде Ельце» выводятся два момента: «сцена в виде православного креста – символ трудных испытаний ельчан»; сцена в виде креста – как дорога к храму.

Тем более, прямо на другом берегу от сцены-креста высится один из символов г. Ельца –Вознесенский собор, спроектированный великим архитектором Константином Тоном, он же проектировал и Храм Христа Спасителя.

Но красивый образ «дорога к храму» лишь красочный фантик, в который сценограф оперы Эрнст Гейдербрехт завернул протестантский леденец.

– Образ Креста, как моста через греховную пропасть, – поясняет Алексей Слюсаренко, клирик храма святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива г. Луганска – характерен для протестантского сознания. В православной традиции, Крест, скорее лестница, соединяющая небо и землю.

Теперь понятно, почему во многих репортажах СМИ, ТВ об опере «Легенде о граде Ельце» говорится не о явлении Тамерлану православной Божией Матери, а Деве Марии, свойственной католику Эрнсту Гейдербрехту.

Получается, русские люди играют оперу по католическому сценарию. Но и в этом нет ничего плохого. Играют же Шекспира на русской сцене. Кроме одного. Кощунства по отношению к кресту. Тем более, здесь он не католический, четырёхконечный, а православный – шестиконечный. Да это и без разницы, какой крест. Преподобный Феодор Студит писал «крест всякой формы есть истинный крест».

Билет на крест стоит две тысячи рублей

Как же относятся к православному кресту вместо сцены на этом лицедействе прихожане елецких храмов?

Сергей Скобелев: «Есть закон об оскорблении чувств верующих. На берегу Сосны, напротив Вознесенского собора, опереточными артистами сыгран акт кощунства над православным крестом. Канонического, как на городском храме Рождества Христова с косой перекладиной. По кресту бегают, прыгают, танцуют. Это всё от страшной необразованности, грубости мозгов».

Тут ещё и полуобнаженные танцовщицы из гарема Тамерлана, сладко жмурясь, сидят на православном кресте (на фото танцовщицы гарема Тамерлана).

Вот письмо уже к Патриарху Русской Православной Церкви Кириллу, подписанное православными ельчанами, опубликованное на информационном портале «Весь Елец»: «Ваше Святейшество! При согласии администрации Ельца, попустительстве местного духовенства в лице епископа Елецкого и Лебедянского Максима происходит осквернение креста Господня! В Петровский пост! Те, кто участвуют в этом лицедействе, навлекают на себя гнев Божий!»

Многие верующие недоумевают: в храме Христа Спасителя бесноватые несколько минут поплясали, покричали, так там до уголовщины дошло. А в Ельце, который год прилюдно топчут святыню, – и ничего. Что за двуликость политики Церкви? Скоро будем плевать на Святое Распятие? На этом кресте Иисус принял мученическую смерть, а мы, «светские люди», ходим по нему в башмаках и пляшем. Это как ещё топтаться и плясать на могиле своего отца и матери.

Да и крест в Ельце превратился в коммерческий атрибут – билет на лицедейство стоит две тысячи рублей.

Почему же молчат городские власти, не подаёт голоса Елецкая и Лебедянская епархия, какая позиция одних из организаторов этого действа – Липецкой областной филармонии?

Окроплён кровью Христа

Директор Липецкой областной филармонии Наталия Мекаева, которая и заказывала написание этой оперы московскому композитору, сама выступала против креста, как сценической площадки. В интервью елецкому телевидению в мае 2012 г. заявляла:

«Как православному человеку мне было не очень комфортно в душе, и я для себя определила, что креста не должно быть… чтобы не смущать православных и нам, перед Господом, не грешить, не омрачать…». Однако крест продолжал все эти годы быть подиумом для опереточных артистов и массовки из гарема Тамерлана.

Набираю номер телефона Наталии Николаевны Мекаевой:

– Разочарую вас: крест не окроплён, на нём не прочитана молитва, поэтому он не является крестом, это лишь сцена, реквизит. Не переживайте…

Не будем строить догадки, почему так переменилась позиция одного из организаторов этого действа. То ли потому, что опера с крестом стала брендом Липецкой области, получив премию Правительства РФ, её же получила и сама госпожа Мекаева, как автор идеи оперы. То ли потому, что на постановку оперы ежегодно из областного бюджета выделяют по 6 миллионов руб., и тем самым, и на др. проекты, ставшей вдруг знаменитой на всю Россию Липецкой областной филармонии. Например, сейчас на каком-то пруду Липецкой области филармония ставит «Лебединое озеро…». Но не будем гадать, это не христианское дело.

Задаю вопрос священникам: на самом ли деле, если крест не окроплён, то это не крест, а реквизит?

Клирик храма Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла в Новой Басманной слободе, Москва, Максим Синицын: «Нет, не так. Освящение предметов церковной утвари через молитвы и окропления появилось относительно недавно, до этого было просто надписание. Всем понятно, что крест именно православный. В таком случае давайте положим неосвящённую икону Спасителя и будем на ней плясать, считая её сценическим атрибутом».

Настоятель храма Рождества Христова, Сергиев Посад, протоиерей Владимир Ягничер: «Крест, на котором был распят Христос, тоже не был окроплён и над ним, естественно, не читалась никакая молитва. Тем не менее, это и есть: Крест! Человеческая атрибутика не может повлиять на божественные явления и их символы. Эти «заявы» организаторов – неуклюжие попытки оправдать богохульство и кощунство».

Алексей Слюсаренко, клирик храма святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива г. Луганск: «Это софистический выверт. Конечно, это крест, пусть и не освящённый».

Иерей Елецкой епархии Евгений Ефремов не стал вдаваться в богословские тонкости: «Мне один монах говорил, что делать, если заблудился в лесу: возьми две палки, скрести их, это уже будет крест, прочитай молитву и ты выйдешь из леса…»

Прихожанка Троицкого храма Ельца Ирина Беликова вспомнила про окна в деревнях, они всегда делаются в форме креста, оберегают жилище и людей. Крест – хранитель всей вселенной. На Руси всегда чтили крест, как святыню: с ним женились, умирали и шли в бой. Как было, например, с солдатом Евгением Родионовым, который отказался снять крест в обмен на жизнь.

Ирина Беликова с болью сказала: «Православный человек чувствует святость креста, это в его душе. Сами они эти люди, которые так говорят, не освящённые…»

Что же дальше делать, как прекратить ежегодные кощунства над православным крестом? Почему молчит елецкий ариерей, который имеет канонические полномочия гласно выразить церковную позицию в этом вопросе?

«Матильда», «штрафбаты», серебрянниковы и др.

Я позвонил в Елецкую епархию. Пресс-секретарь епископа Максима Сергей (Волков) прислал мне письменный ответ. Его суть в этом абзаце: «Руководство филармонии Липецкой области не направляла в Елецкую епархию просьбу о благословении на проведение постановки. Если элементы постановки негативно задевают чувства верующих, то официальное обращение верующих может быть рассмотрено в Елецкой епархии».

А в самой Епархии епископ и его окружение разве ослепли, когда который год не видят, как в древнем православном городе Ельце изгаляются над символом христианства – крестом?

Ведь поругание креста – не такое уж безобидное действо. Вот что говорит Митт Ромни, бывший кандидат в президенты США, епископ мормонов: «Мы разрушили СССР, мы разрушим и Россию. Мы обязаны умножить действия, направленные на дискредитацию Православной церкви в России».

Я задал вопрос о кощунстве с крестом председателю Комитета информационных технологий и аналитики администрации г. Ельца Ирине Колосовой. Ирина Геннадьевна ответила, что лично была на опере и никакого кощунства не узрела. Сама же администрация лишь предоставила площадку под оперу. Я не стал спрашивать, а если там сцена была бы в виде свастики?

СССР ещё пал потому, что светская идеологию советского человека оказалась слаба перед материальными порочными искушениями Запада. Сегодняшний захват мусульманами Европы показывает силу их веры перед ущербной европейской идеологией толерантности. Поэтому такие действия как глумления над крестом, пляски в храме Христа Спасителя резко снижают нравственный иммунитет и волю народа, делают людей постыдно равнодушными к греху.

Понимают ли это в Елецкой епархии? Ведь духовенство Ельца и Липецка молчало и молчит уже с 2011 г., когда впервые на православном кресте были устроены пляски.

В разговоре со мной организатор оперного кощунства, директор Липецкой филармонии сказала, что на использование креста в качестве сцены было получено благословение от священников. Конкретно, от игумена Митрофана (Шкурина) Свято-Успенского епархиального мужского монастыря г. Липецка.

Помощник игумена Дмитрий мне ответствовал так: «Крест там в виде сцены, он не несёт духовного смысла…».

Когда я сказал, что там самый натуральный шестиконечный православный крест, то помощник игумена проговорил: «Спасибо, посмотрим…»

На самом деле, даже игумен монастыря не может дать благословление на такое действо. Это ни по его рангу и чину. А кто может дать? В этом и проблема: ни в обществе, ни в церкви нет сейчас такого механизма.

При СССР фильм, книга, опера проходили через утверждения на художественных и творческих советах. Всё это сейчас заклеймено как «цензура», пережиток «тоталитарного прошлого. Но общество просто захлестнул вал чернухи, фальсификаций, искажений нашего прошлого и глумления над святынями. Последний пример – «Матильда» Алексей Учителя и его скандал с депутатом Госудумы Натальей Поклонской. В этом ряду и опера «Легенда о граде Ельце».

– Помните, – говорит иерей Елецкой епархии Евгений Ефремов, – в советских фильмах было: консультант такой-то. Если фильм про историю, то его консультировал, как правило, известный историк. А сейчас?

Действительно, как бы мы ни относились к бездействию Елецкой епархии и её попустительству к кощунству над крестом, но в епархию никто не обращался за благословением на такое использование креста. Да и не мог. Это законодательно не прописано. Поэтому сейчас любой хулитель православия может заявить: а я вот от того батюшки получил благословение.

Мы не вводим цензуры. Снял оперу, фильм, театральную поставку на бюджетные деньги – получи разрешение специалистов.

Ведь сейчас в современном искусстве любая критика самых эпатажных, богохульных, шокирующих перфомансов считается цензурой и удушением авторской идеи. Не хочешь получить одобрение специалистов твоего шедевра, пожалуйста, твори, но за свои деньги. Но в титрах обязан указать: это моя личная фантазия, к истории, реальности, христианству отношения не имеет.

"