Posted 28 мая 2021,, 07:12

Published 28 мая 2021,, 07:12

Modified 7 марта, 14:01

Updated 7 марта, 14:01

"Исчо" вместо "еще": почему деградирует русское меньшинство в Латвии

"Исчо" вместо "еще": почему деградирует русское меньшинство в Латвии

28 мая 2021, 07:12
Лидеры русского сообщества в Латвии пытаются решить проблему сохранения своей национальной идентичности.

Жительница Латвии, журналистка Данута Дембовская оставила в своем блоге пост, который вызвал полемику не только в латвийской русскоязычной среде, но и в самой России. О проблеме, которую она подняла, говорится уже давно: русская молодежь в Прибалтике либо напрочь забывает о своих корнях и интегрируется в местное общество, либо маргинализируется, создавая своеобразные гетто. И то, и другое не устраивает автора:

«Я очень давно хотела написать неполиткорректное, но мне казалось, что оно слишком неполиткорректно. Но, если очень хочется, то надо - даже неполиткорректное. Так вот.

Я неоднократно отмечала, что в Латвии слово "маргинализация" в отношении русскоязычного меньшинства - не модно. Не говорим мы так о себе, стыдимся. В Эстонии - говорят, у нас - нет.

Жопа есть, а слова - нет.

Но каждый раз, когда я читаю короткие объявления здесь, в ленте (а ля продам ботинки или ищу, кто ремонтирует квартиры в литовском проекте), я испытываю испанский стыд. Ни одного объявления без грубейшей грамматической ошибки. Но зато мы первые в космос полетели и всех перепобедим.

Можно, конечно, сетовать на сворачивание образования на русском языке. И это будет правдой - политику никто не отменял. Но книжки-то вам кто запрещает читать?! Правительство?

Русскоязычное комьюнити пообносилось и опростилось. В 90-е инженеры встали за рыночные прилавки, утратив уважаемую профессию, а заодно и социальный статус.

Их дети уехали за границу - у них уже был выбор.

Уезжали и уезжают активные, способные на смелый шаг, молодые, талантливые - неважно, работающие головой или руками. Те, кто скорее бы стали лидерами мнений, чем те, кто остались.

Так мы становились хуже. Пассионарность (было такое модное слово как раз в 90-е) против конформизма.

Русскоязычное сообщество понесло не только количественные, но и качественные - пусть это звучит грубо и неполиткорректно! - потери. Если комьюнити перестает воспроизводить лидеров мнений в различных сферах, воспроизводить свою элиту, в том числе, интеллектуальную, то даже будучи большим по численности, оно маргинализируется. Собственно, одиозный Линдерман и прошел путь от несомненного интеллектуала до маргинального лидера. Настораживает то, что ему на смену приходят персонажи а ля фельдшер Марина. С ней точно не поговоришь о Пастернаке...

Переход школ нацменьшинств на латышский язык обучения - это уже про то, что успеха можно добиться, лишь "став латышом". Здесь в этническое вплетено социальное: на самом деле способных русскоязычных детей ждут в престижных латышских гимназиях. Социальные лифты со скрипом, но работают, пропуск в элиту получить можно.

Но это бессмертное:

- Абраша, где все на четверочку, ты должен на пятерочку...

Это вот психология нацменьшинства: ты должен быть лучше всех, "искупая" происхождение. Одна беда для Латвии как государства - они станут настолько "лучше", что будут конкурентоспособны уже в мировом масштабе, и тоже уедут.

Но те, кто не станут "лучше", не выберутся из социального гетто районной девятилетки для русских. Это часть политики, конечно: зачем их учить - кто-то же должен быть обслугой... Утешаться она будет российским интернетом, раз уж телевизор выключили. Если говорить о молодежи - то своими фантазиями об исторической родине, на которой часто никогда не бывала.

По этой же причине - для усугубления маргинализации - нужно не просто отключить российские каналы (их как раз можно было оставить - "Окна", "Дом-2" только способствуют), а еще и не создать взамен местные медийные площадки. Наличие медиа на языке нацменьшинства - это признание статуса за меньшинством, это возможность для меньшинства растить своих лидеров мнений. Это возможность заявлять свою повестку дня.

А мы продолжаем становиться хуже, слабее, маргинализируемся.

Внешние обстоятельства, политика, геополитика - это все понятно.

Но есть те, "кто на пятерочку", а есть те, кто пишет "исчо" вместо "еще". Понятие "мы" как сообщества все более размыто внутренними социальными различиями.

Вопросы будущего, собственно, следующие:

- Можно ли "стать латышом", если приходилось "искупать"?

- Как объяснить, что "исчо" - это не только стыдно, но и социальный статус?

Это вот про нас. А остальное от лукавого, то есть, от геополитики…»

Среди множества откликов на эту публикацию, стоит особо выделить ответ писателя Димитрия Савина, тоже живущего в Латвии:

«Должен признать, что текст, в котором Данута Дембовская жалуются о люмпенизации русских в Латвии любопытный. Как по мне, многое подмечено верно: и про отток самых лучших и успешных, и про новое поколение ЛОМов — коллективного "фельдшера Марину"...

В общем, хороший текст, за кадром которого осталось совсем немного - то есть самое главное. Почему так случилось? Ведь далеко не всякое этническое меньшинство идет путем распада и деградации.

И ответ сейчас уже очевиден. У русских людей на латвийской земле было — и есть — два пути: либо сохранить себя в качестве русской этнокультурной общины внутри единой политической нации — народа Латвии, либо противопоставить себя латышам, опершись о кремлевскую стену. "За нами Путин и Сталинград".

Массовую поддержку, в силу ряда очень разных причин, получил именно второй тренд. Не сомневаюсь, что определенная часть тех, кто оный тренд в свое время активно накачивал, делала это с "благими намерениями". Мол, да, будем московской пятой колонной. Но за это нам РФ щедрой мерой всего отсыплет: и культурной жизни подвезет, и образования, ну и "поможет материально".

Да вот только фокус заключался в том, что никакие "русские интересы" Кремль отстаивать не собирался. А для неосоветского реваншизма никакой культурной жизни и прочего нацменьшинственного саморазвития не требуется. Как не требуются и более-менее мозговитые лидеры мнений. Ибо такие лидеры нет-нет, да и заимеют непредусмотренное генеральной линией мнение, и начнут с ним массово лидировать. Нет, для того, чтобы совать независимой Латвии палки в колеса, нужен как раз тот кадр, который нагоняет тоску на госпожу Дембовскую. Который окончил девятилетку, пишет "исчо" и "вообщем", знает, что дважды два — четыре, но насчет шестью шесть тридцать шесть уже не уверен, однако абсолютно уверен в том, что во всех его бедах виноват латышский «фашизьм», а Владимир Путин - молодец, политик, лидер и борец.

Москве в Латвии совсем не нужно успешное русское меньшинство — образованное, богатое и интегрированное. Москве здесь нужно агрессивное малограмотное гетто. И оно у нее есть.

Что же касается позиции латышского общества, то она вполне логична: если вы поднимаете вражеский флаг, вещаете про "оккупации не было" и прочие "заводы развалили", то обращение с вами будет подходящее. Тем более, что когда всё вроде как-то заживало, "добрая" рука умело подсаливала старые раны: то референдум выкатят, а то и Крым в 2014-м году...

Кремль кинул вас. Много раз кидал. И еще кинет обязательно.

И решение очевидно: нужно не противопоставлять себя латышам и Латвии, а вместе с латышами на благо Латвии работать. И вместе с латышами помогать Латвии отбиться от путинского неосоветского реваншизма. Сохранить свое наследие, но в рамках единой политической нации. То есть пойти тем путем, которым в подобной ситуации идет любое этническое меньшинство "здорового человека".

Не верите? Ну, каждый решает за себя. Только вот если итогом многолетней "борьбы за права русскоязычных" стала их маргинализация — по словам тех, кто этой борьбой профессионально занимался, — то, может, стоит все-таки задуматься?

К слову, госпожа Дембовская, которая силой своего мозга в свое время помогала набирать ход прокремлевским силам, несет за нынешнее положение вещей свою долю ответственности. Не юридической, конечно, но - моральной…»

"