Posted 28 апреля 2021, 19:36
Published 28 апреля 2021, 19:36
Modified 7 марта 2024, 13:53
Updated 7 марта 2024, 13:53
Виктор Кузовков
И если официальные лица просто выразили свое возмущение и неприятие, то вот уровнем ниже началось мощное брожение. В частности, председатель турецкой партии «Родина» Догу Перичек в интервью ТАСС заявил, что ответом Турции на этот демарш должно стать изгнание американцев с авиабазы «Инджерлик» - самой восточной авиабазы Командования ВВС США и НАТО в Европе. И он совсем не одинок – и в турецких СМИ, и среди политиков разного уровня весьма активны разговоры о «наказании» американцев за подобные атаки.
На случай, если кому-то не совсем понятна острота этого вопроса для Турции, сделаем небольшое пояснение. На сегодняшний день в мире есть один пример расплаты государства за геноцид, и это, как многие догадались, выплаты Германии Израилю и его гражданам, наследникам жертв нацистских концлагерей. Вот уже многие десятилетия Германия не просто кается за совершенное, но и регулярно платит весьма значительные суммы. А значит, существует прецедент, который потенциально можно применить против других государств, признанных виновными в осуществлении геноцида в обозримом прошлом.
То есть, речь не идет только о моральной составляющей данной ситуации. Нет, в Анкаре прекрасно понимают, что, признав факт геноцида армян турками, Запад потенциально занес над Турцией меч правосудия, уж как бы его не понимали в Вашингтоне или Брюсселе.
Несколько ранее американцы официально исключили Турцию из программы создания стелс-истребителя F-35. Причем, речь идет не только о запрете поставок в эту страну самих истребителей, но и о прекращении закупок у турецких предприятий некоторых деталей и узлов для их сборки. Вашингтон пошел на это даже не смотря на то, что данное решение приведет к некоторому «сдвигу вправо» сроков выполнения всей программы, а также определенному подорожанию и без того очень дорогого боевого самолета.
Понятно, что это тоже не прибавило взаимных симпатий государствам, которые еще недавно были едва ли не лучшими друзьями. Все-таки Турция, обладающая одной из мощнейших армий среди всех союзников США, долгое время была важнейшим активом Вашингтона в его противостоянии с СССР. Да и на ближневосточные дела можно оказывать гораздо большее влияние, имея такую точку опоры для своих военных рычагов.
Наверное, нет особенного смысла доказывать, что для России имеет очень большое военное значение то, находится ли Турция в числе её врагов. Раньше, во время многочисленных русско-турецких войн, это имело абсолютно принципиальное значение – проливы, контролируемые Турцией, предельно осложняли экспансию Санкт-Петербурга на юг, мешали превращению Российской Империи в колониальную державу и в целом делали наше черноморское направление не военным активом, а скорее пассивом, требующим постоянной обороны.
Продолжалось это до конца Второй мировой войны, когда СССР на самом деле превратился в мощнейшую военную сверхдержаву. Но и тогда Москва была далека от окончательного триумфа – да, непосредственная военная угроза со стороны Турции свелась к нулю, но черноморский бассейн по прежнему оставался для нас «внутренним морем», откуда практически невозможно было осуществлять активные морские операции в средиземноморском бассейне в условиях активного военного противостояния с НАТО.
На самом деле мы должны понимать, что факт признания геноцида армян является тем Рубиконом, перейдя который, американская администрация объявила войну Эрдогану. Фактически это ультиматум – либо Анкара отказывается от «заигрываний» с Москвой, а также начинает проводить менее агрессивную внешнюю политику по периметру своих границ, либо Вашингтон все-таки начнет прямую политическую и экономическую конфронтацию с нынешним турецким режимом. Пути назад для Байдена, в общем, уже нет – последний демарш показывает, что в Вашингтоне уже не надеются надеть на нашего «друга» Реджепа смирительную рубашку, способов мирно «разрулить» ситуацию к вящей выгоде США там не наблюдают, а значит, давление продолжится до тех пор, пока Анкара не объявит о капитуляции.
Если с намерениями американцев все более-менее понятно, то вот с тем, что будут делать Анкара и Москва, пока никакой ясности нет. Но скорее всего, нам нужно успокоиться самим и успокоить тех, кто уже грезит нерушимым союзом России и Турции – судя по поведению последней, она вовсе не мечтает о роли «младшего брата». Да, несмотря на очевидное потепление отношений между нашими странами, накопившиеся за многие годы противоречия дают о себе знать. И если столкновение наших интересов в Сирии и Ливии еще как-то можно отнести к разряду чисто рабочих моментов и шероховатостей, то вот недавнее вторжение Анкары в Закавказье через свой «прокси», Азербайджан, стало тяжелым ударом по интересам Москвы в регионе, да и на всем постсоветском пространстве.
Если учесть растущие амбиции Эрдогана, мечтающего о возращении своей стране утраченного былого величия, можно с большой степенью вероятности говорить о том, что столкновение интересов России и Турции возможно еще не раз, и в самом ближайшем будущем. А значит, делать ставку на полноценное союзничество двух государств все-таки не приходится. Скорее, Москва и Анкара будут при каждом удобном случае бить друг другу молотком по пальцам, каждый раз почти искренне извиняясь и заверяя, что подобного больше не повторится.
В то же время, выгода для Кремля прослеживается в любом случае. Даже если все закончится «всего-лишь» итоговым ослаблением НАТО, это уже будет «глотком воздуха» для задыхающейся в петлях западной «анаконды» России. Также нельзя отрицать и появления некоторых дополнительных возможностей в области торговли оружием, военно-технического сотрудничества вообще, укрепления экономических связей. Ведь не секрет, что после отказа США поставлять в Турцию истребители F-35 в Анкаре всерьез заговорили о возможности приобретения у России истребителей Су-35 или даже Су-57. Препятствуют этому, на самом деле, только амбиции собственного турецкого ВПК, который сейчас работает над созданием национального истребителя «пятого поколения». Но мы все прекрасно понимаем, что справиться с этой задачей Анкаре будет чрезвычайно сложно, поэтому предположим, что по мере роста разочарования турецких военных в продукте отечественного ВПК шансы самолетов Сухого улететь в Турцию значительно возрастут.
Также можно предположить, что Анкара и Москва могут действовать сообща в некоторых ситуациях, не являющихся абсолютно критичными для одной из сторон. Например, легко можно себе представить, что Москва и Анкара смогут договориться по Ливии, разделив её на зоны влияния и не мешая друг другу решать свои локальные задачи.
Правда, все это станет возможным только в одном случае – если Вашингтону не удастся запугать или сместить Эрдогана. Что, будем честны, вполне возможно. Во всяком случае, соответствующий опыт у ЦРУ имеется в изобилии.
Что же касается непосредственно американской авиабазы Инджерлик, то на самом деле в настоящий момент изгнание оттуда американцев нанесет Вашингтону скорее психологический, нежели прямой военный ущерб. Да, она удобна по целому ряду параметров, и сейчас активно используется Вашингтоном и НАТО для проведения различных логистических операций, но переоценивать её военное значение все-таки не приходится. Сами американцы держат там транспортную авиацию, самолеты-разведчики да штурмовики А-10 «Warthog» - это серьезно, но все-таки весьма специфично. Этот объект хорош именно для того, чтобы нанести Байдену и его окружению хорошую пощечину, но не для того, чтобы действительно заставить американцев кусать локти в бессильной злобе.
В то же время, решение изгнать оттуда американцев станет Рубиконом уже для самой Турции. И все наши рассуждения приобретут особый смысл только после того, когда (и если) это случится. Поэтому просто ждем новостей из Анкары. Кажется, там не горят желанием идти с США на окончательный разрыв. Но Эрдоган, как мы не раз могли убедить, решительный человек.