Posted 28 февраля 2022,, 08:19

Published 28 февраля 2022,, 08:19

Modified 7 марта, 12:31

Updated 7 марта, 12:31

Золотая рыбка на посылках: Роспотребнадзор жаждет власти над интернет-торговлей

Золотая рыбка на посылках: Роспотребнадзор жаждет власти над интернет-торговлей

28 февраля 2022, 08:19
В министерствах и ведомствах развернулась нешуточная схватка за то, быть или не быть свободной интернет-торговле в России. И, как это уже случалось не раз, особо обозначилось одно ведомство – Роспотребнадзор, которому, видимо, хочется настоящего всеобъемлющего контроля, даже в ущерб бизнесу, благу населения.

И, судя по всему, ради достижения такой цели, чиновники данной службы готовы ввести в заблуждение само Правительство!

Иван Петровский

Настоящие баталии развернулись в чиновничьих кабинетах за то, кто скажет последнее слово по вопросу свободной торговли пищевыми продуктами в Интернете. Началась эта история еще в прошлом году, когда депутаты Неверов и Петров, якобы нацеленные на борьбу против «плохих» зарубежных платформ в Интернете, что якобы продают россиянам контрафакт за бешеные деньги, внесли в Государственную Думу законопроект № 1190171-7, предусматривающий полномочия Роспотребнадзора по внесудебной блокировке сайтов, осуществляющих дистанционную торговлю биологическими активными добавками к пище, не прошедшими подтверждение (оценку) соответствия требованиям технического регулирования. Но в связи с критикой, возникшей как со стороны бизнеса, так и общественности, а также последовавшей за ней рекомендацией ответственного Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам о необходимости учесть поступившие замечания парламентарии решили доработать инициативу и перевнести. И под самый Новый год перевнесли. И сразу проявился масштаб задуманного. Доработка была осуществлена по следующим направлениям: 1) расширен круг товаров до любых пищевых продуктов, что не прошли упомянутую процедуру; 2) расширена сфера действия с охватом аж социальных сетей (а не только сайтов); 3) установлен общий формальный запрет на распространение в Интернете информации о таких товарах. Проанализировав эти изменения, эксперты отраслевых ассоциаций и объединений потребителей заключили, что с принятием законопроекта можно будет подвергать внесудебной блокировке, в первую очередь, именно отечественные маркетплейсы. Кроме того, стало очевидно, что пострадают даже независимые мелкие производители пищевой продукции, которые в силу понятных причин не могут себе позволить потратить год и более своей жизни и сотни тысяч рублей, чтобы получить от государственных органов сертификаты соответствия на свое печенье или, скажем, варенье.

Но не будем сейчас отвлекаться на расписывание конкретных последствий вступления в законную силу этой инициативы, а вернемся к главному герою настоящей публикации. В начале нынешнего года Роспотребнадзору в Правительстве поручили подготовить и представить консолидированный проект отзыва на этот законопроект, для чего, согласно правилам, нужно было предварительно его согласовать с каждым из профильных министерств. Задача – рутинная и полностью соответствующая правительственному регламенту. Но в результате случился хаос.

Да, внешне все выглядело очень чинно. Роспотребнадзор, как то и требовалось, представил в Правительство проект отзыва с необходимым в этих случаях собственным сопроводительным письмом, где было написано что документ согласован с Минздравом и Минпромторгом, а также письмами других министерств, участвовавших в процессе согласования. Но внимательное ознакомление с этими документами показало, что эта история поистине достойна комедии о бестолковых или очень хитрых чиновниках. Выяснилось, что Роспотребнадзор (из-за того, что проект отзыва ну никак не получал столь нужных согласований со стороны других ведомств) вынужден был аж несколько раз делать рассылку по министерствам с просьбой согласовать так старательно подготовленный им проект отзыва. И если в первый раз все министерства получили один и тот же проект отзыва, то в последующие разы Роспотребнадзор рассылал разные его редакции и уже не веерно, всем министерствам, а выборочно – только тем, кто не согласился с предыдущей версией проекта отзыва. И вот что получилось. Первым Роспотребнадзору «сдался» Минздрав. Но Минздрав согласовал лишь первоначальный вариант проект отзыва. Те же варианты, что в последующем направлялись Роспотребнадзором (а их еще было два), Минздрав не согласовывал, и, судя по всему, просто даже не видел. По итогам следующей рассылки на почетных условиях «сдался» Минпромторг, согласовав второй вариант проект отзыва, в который по его настоянию были внесены дополнения про необходимость исключения рисков блокировки всего сайта в пользу постраничной блокировки информации. При этом, правда, никто не заметил, что этот второй вариант проект отзыва не согласовал Минздрав (он остановился на первом варианте). Не согласовали его и все другие министерства. И тогда появился третий вариант проекта отзыва, который и был представлен в Правительство как документ хотя бы кем-то согласованный (по заверениям Роспотребнадзора – Минздравом и Минпромторгом, хотя следов согласования этими министерствами представленного в Правительство именно этого варианта обнаружено не было). То есть выходит, что на самом деле документ, поступивший в Правительство, не был согласован ни одним министерством!

Ничего не напоминает? Верно, очень похоже на игру в наперстки! И кого пытаются «нахлобучить» эти удачливые чиновники от известного ведомства! Ни много ни мало – Правительство!

Можно, конечно, все это списать на сумятицу и плохую организацию процесса, что, видимо, и будет пытаться пояснить Роспотребнадзор перед Правительством. Но в это верится с трудом. Как известно, самая жирная рыбка водится в мутной воде.

Чем новый законопроект дорог сердцу чиновников Роспотребнадзора, хорошо понятно. Если он пройдет, ведомство получает такую власть над рынком, которой у него не было никогда.

Проект же отзыва Правительства, каким его хотелось бы видеть Роспотребнадзору, предполагает поддержку законопроекта с учетом некоторых отдельных замечаний, которые в ведомстве, руководимым Анны Поповой, представляются не такими уж существенными. А это – самое настоящее передергивание фактов. Ведь Минфин четко указал, что если соответствующий законопроект будет принят, то для его реализации потребуется дополнительное финансирование. В этом случае авторы законопроекта должны были в полном соответствии и с Конституцией, и с регламентом Государственной Думы представить к нему полноценное финансово-экономическое обоснование, обозначив в нем источники, из которых его исполнение будет финансироваться. Но ничего этого депутаты Неверов и Петров не сделали, и понятно почему – Минфин никогда не согласился бы выделить из федерального бюджета дополнительные денежные средства на то, что и так работает без дополнительного финансирования. Знают об этом и в Роспотребназдоре, но старательно обходят этот момент. Надеются, что пронесет, и никто не заметит? Новые надзорные функции, исходя из этого законопроекта, будут тогда осуществляться в рамках текущего финансирования и самого Роспотребнадзора, и Роскомнадзора, и других надзорных органов. И если такое же количество ресурсов, какое есть сейчас, будет распылено на новые задачи, неизбежно пострадают те направления, по которым данные ведомства уже работают: борьба с распространением детской порнографии, пропагандой суицида и пр. Пока Роспотребнадзор будет по чьей-то наводке заниматься блокировкой коммерческих сайтов, торгующих тортиками или, например, булочками, мимо него пройдут нарушения, действительно опасные для общества. Но Роспотребнадзору, судя по всему, все равно. И, видимо, если он решил поддержать идею внесудебной блокировки соответствующих сайтов, то никто не сможет остановить его в этом стремлении, потому как все правовые, социально-экономические и иные аргументы как отметались им, так и будут отметаться.

Ведомство декларирует указанную идею словно абсолютно решенное дело. А, между тем, остался целый ряд неурегулированных вопросов. Так, подвис важный вопрос о возможности реализации сценария с преимущественно постраничной блокировкой сайтов. Минфин, Минцифры (и Роскомнадзор) не согласовали проект отзыва, отражающей позицию Минпромторга по этому вопросу. IT-специалисты и эксперты рынка также отметили, что принятие законопроекта в той редакции, что предложена сейчас, в силу технических особенностей приведет к ситуации, когда будут массово заблокированы товары добросовестных продавцов, просто потому что они размещены на той же карточке маркетплейса, что и недобросовестные. Или вот другой вопрос, требующий решения. Мелкие продавцы пищевой продукции часто работают на одностраничных сайтах лэндингах. Если заблокировать эту единственную страницу, то получается, что гибнет весь бизнес. Как быть с этим?

Насколько далеки от реальности и авторы законопроекта, и Роспотребнадзор, говорит один только факт, что проблема использования мобильных приложений вообще не нашла своего отражения в законопроекте. Между тем, количество покупателей, которые делают покупки через мобильные приложения, растет несравнимо быстрее, чем тех, кто по-прежнему отоваривается просто на маркетплейсах.

То, что государственные органы у нас безгрешны, известно давно. Из этого исходят и парламентарии, внесшие законопроект, и поддерживающее их ведомство, иначе как объяснить, что никто из них не задумывается о способах снятия блокировки? Предположим, Роспотребнадзор элементарно по ошибке вне суда и следствия заблокировал не тот сайт. Что говорит один из авторов инициативы – депутат Петров? «Мы готовы обсуждать механизм снятия блокировки в случае, если это уместно. Но если нарушитель доведет дело до блокировки, то механизм ее снятия уже не понадобится, мы будем четко понимать, что та или иная компания нежелательна на российском рынке…»

В переводе на русский язык это означает, что Роспотребнадзор не может ошибиться, и если он что-то вдруг решил закрыть, значит, все правильно. А поскольку вся эта процедура видится вне участия суда, доказать потом свою правоту будет крайне затруднительно. И, кстати, кому надо будет это доказывать? Тому, кто решил, что твой товар не нужен? Очевидно, что это открывает реально широкие перспективы для протекционизма и коррупции, с которыми, используя правовой инструментарий, именно Правительство и должно бороться.

Подспудно понимая это, но также и то, что законопроект надо подать Правительству в самом выгодном свете, Роспотребнадзор обозначил в проекте отзыва в качестве главной его задачи создание «механизма оперативного принятия мер в отношении продукции, не прошедшей процедуры оценки соответствия требованиям Технического регламента Таможенного Союза», установленных Договором о Евразийском экономическом Союзе. Но, правда, тут же сам себе стал противоречить: по Федеральному закону № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» в обращении могут находиться только пищевые продукты, прошедшие сертификацию.

Просто поражают изложенные ведомством предложения по доработке инициативы: в одну норму – пункт 1 статьи 3 – предлагается внести формулировку, что, мол, торговать можно пищевыми продуктами в соответствие с законодательством ЕАЭС и Российской Федерации, а в другую – пункт 2 статьи 3 – что весь товар должен быть сертифицирован. Кто-нибудь может это понять?

Кажется, что ясно пока только одно – главное для Роспотребнадзора – это всеобъемлющий контроль.

Ведомство не доверяет даже владельцам социальных сетей, которые по «либеральному законопроекту» Неверова и Петрова должны мониторить и ограничивать доступ к информации о товарах без российских сертификатов. Этот пункт ведомство тоже предложило доработать, ибо гайки, наверное, закручены недостаточно сильно.

А вот центральный пункт претензий – как быть с товарами, ввозимыми гражданами в страну для личного пользования граждан, то есть, что делать с продукцией, приобретаемой на зарубежных платформах, – в проекте отзыва просто остался без ответа. Авторы законопроекта, конечно, отметили в пояснительной записке, что он в этом плане полностью соответствует актам более высокой юридической силы и не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе. Ну а как же тогда быть с позицией Минюста? Ведь эксперты этого ведомства черным по белому написали, что инициатива содержит в себе риски нарушения международных обязательств России. Видимо, Роспотребнадзор то не особо заботит, так как эти замечания он просто проигнорировал. Министерство, безусловно, указало, что его мнение в проекте официального отзыва не учитывается, но надзорное ведомство, словно отмахиваясь, ответило, что мы, мол, написали же, что нужно уточнить по поводу товаров из-за границы, и потому чего вы еще от нас хотите?

Если государственные органы разговаривают между собой словно слепой с глухим, что уж говорить про бизнес и потребителей, на которых чиновники Роспотребнадзора, видимо, просто чихать хотели. Бизнес? РСПП? «Опора России»? Ничего не знаем. Потребители? Мы сами за всех все решим.

Правительство фактически поручило Роспотребнадзору свести воедино противоположные позиции Минпромторга, Минцифры, Минфина, Минюста, Минэкономразвития в отношении положений законопроекта. Однако, вместо того, что бы это честно и добросовестно сделать, ведомство каким-то образом пропихнуло в Правительство откровенно сырой проект отзыва в поддержку инициативы двух известных парламентариев. После многомесячных боданий сейчас становится очевидным, что наиболее серьезный урон понесут как раз отечественные маркетплейсы, к которым ни у авторов законопроекта, ни у властей претензий быть не должно. Но тогда спрашивается – зачем так настаивать на принятии инициативы, которая никому не нужна? Ведь уже всем понятно, что она впрямую противоречит интересам российского бизнеса и потребителей. Может потому, что неимоверно расширяет собственные полномочия Роспотребнадзора, а для латентных выгодоприобретателей открывает широкие коррупционные перспективы?

Целый ряд министерств в процессе согласования проекта отзыва на законопроект высказал серьезные сомнения по поводу его необходимости. Но, видимо, того недостаточно. В этой связи возникает резонный вопрос: хоть кто-нибудь в Правительстве может сказать Роспотребнадзору, что пора прекращать ломать всех и вся через колено и нужно уже начинать нормально работать, исходя из тех задач, что обозначены в действующем положении о ведомстве? Ведь для широкой публики вся эта ситуация выглядела бы забавной (не часто можно сейчас в России бросить взгляд в закулисье и увидеть то, как крутится колесо власти), если бы не одно «но»: затронуты интересы миллионов простых людей, тех самых потребителей, права и интересы которых как раз и призван защищать Роспотребнадзор.

"