Posted 28 января 2020,, 09:59

Published 28 января 2020,, 09:59

Modified 7 марта, 15:26

Updated 7 марта, 15:26

Америка, подвинься: Евросоюз намерен создать собственные космические войска

Америка, подвинься: Евросоюз намерен создать собственные космические войска

28 января 2020, 09:59
Европа наконец задумалась о том, чтобы создать свои космические войска. Двенадцатая Европейская космическая конференция, состоявшаяся 21-22 января в Брюсселе, прошла под знаком грядущей милитаризации космоса и необходимости для ЕС как-то включиться в этот процесс.

Виктор Кузовков

Можно со всей определенностью сказать, что до сих пор европейский космос был почти исключительно мирным. Нет, некоторые программы, потенциально относящиеся к программам двойного назначения, у европейцев есть – это и система глобального позиционирования «Галилео», и система мониторинга за земной поверхностью «Copernicus», и геостационарные навигационные спутники EGNOS. Но как-то так исторически сложилось, что европейцы традиционно играют ведомую роль в вопросах собственной обороны, поэтому практически все системы вооружений блока НАТО используют американские аналоги систем глобального позиционирования и навигации. Тем более, что заокеанские партнеры милитаризации космоса никогда не стеснялись, поэтому их системы изначально «заточены» под оборонную сферу применения.

Итальянский замминистра обороны Анджело Тофало выступил на конференции с довольно тревожной речью относительно реального положения дел в космосе и перспектив развития ситуации. Так, среди угроз для спутников он выделил ракетные атаки, электромагнитное подавление и ослепление спутников с помощью лазера. По его словам, Европа «должна рассматривать космос как реальное пространство военного противостояния». Выступали на форуме и другие высокопоставленные чиновники, в частности, вице-председатели Еврокомиссии. И тоже с акцентом на необходимость большего внимания к военно-космической сфере.

На самом деле, вся эта риторика кажется несколько сомнительной. Для начала стоит вспомнить о так называемой «европейской армии», о которой ещё недавно весьма активно говорили. Увы, инициатива, вызвавшая огромный интерес у экспертов, политиков и простых обывателей, пока не привела к каким-то серьезным решениям и тем более не реализовалась во что-то мобилизованное, оснащенное и готовое к ведению боевых действий. Да, 18 батальонов «Evrocorps» и «Battlegroup», европейских военных формирований, это уже не чистая фикция, но де-факто это даже меньше, чем по батальону на каждое европейское государство. Да и функции этих подразделений весьма далеки от войсковых и чаще ограничиваются лишь учебной составляющей. А ведь ещё в 2018 году об этом рассуждали такие серьезные европейские политики, как Эммануэль Макрон, например.

Вообще, идея создания некой Европейской армии восходит ещё к 1948 году, когда был образован первый послевоенный оборонительный союз, называвшийся Западным союзом. Однако, судьба его не была ни долгой, ни яркой – уже в 1949 году был создан Североатлантический союз (НАТО), где ведущую роль взяли на себя Соединенные Штаты. Сам Западный союз в 1954 году эволюционировал в Западноевропейский союз, который формально просуществовал до 2011 года, когда был распущен и окончательно превратился в придаток бюрократической системы ЕС. Хотя и до того он был скорее дискуссионным клубом, нежели хоть сколько-нибудь реально боеспособной структурой. И хотя это, вроде бы, не имеет прямого отношения к обсуждаемой теме, нельзя не отметить симптоматичность судьбы ЗС.

Так вот и с современными инициативами европейской армии. Серьезные политики, очень серьезные цели, вплоть до самостоятельного, без НАТО, участия в обеспечении безопасности Европы, но весьма сомнительные, со всех точек зрения, результаты. Закономерно ли это? Рискну утверждать, что да – Европа слишком сильно зависит от США, а американцы отнюдь не горят желанием давать самостоятельность своим европейским трофеям.

Так для чего же нужна была европейским политикам очередная инициатива, на этот раз в области военного космоса? Наиболее очевидными тут кажутся две версии.

Во-первых, некий дух свободомыслия в Европе ещё жив. И разного рода инициативы, направленные на укрепление позиций ЕС в отношениях с США, есть ни что иное, как демонстрация и намек. Нужны они лишь для очередного торга с американцами, для которых угроза «потерять Европу» - отнюдь не пустой звук, а головная боль немыслимых масштабов. А уж что именно станет предметом торга, можно только догадываться: это может быть и доступ к военным технологиям, и просто усиление позиций ЕС перед очередной торговой сделкой, и что угодно ещё, о чем мы, возможно, пока даже не догадываемся.

Во-вторых, весьма вероятно и серьезное влияние европейских военных лоббистов, желающих увеличить пирог, от которого им отрезают куски. Эта версия выглядит весьма правдоподобной, ведь именно военно-техническое сотрудничество европейских стран продвигается наиболее успешно.

За несколько десятилетий европейцы совместными усилиями реализовали сразу несколько успешных проектов в области военно-технического сотрудничества. Самым значимым из них стал, вероятно, истребитель «Еврофайтер» - детище крупнейших европейских экономик (Великобритания, Франция, Германия, Италия) и наиболее известных европейских производителей оружия, в частности, британской «BAESystems», европейской «AirbusGroup» (ранее European Aeronautic Defence and Space Company), французской «Thales» и итальянской «Finmeccanica».

Также можно отметить такие проекты, как военно-транспортный самолет A400M, ракета «Метеор» класса «воздух-воздух», вертолет «NHI NH90». Также странами ЕС осуществляется много других проектов, формально реализуемых какой-то одной национальной компанией, но часто вполне «общеевропейских» в части закупок комплектующих, оборудования и так далее. Например, сейчас в европейских странах реализуются сразу двадцать различных проектов в области бронетехники, пять проектов создания ракет «воздух-воздух» и ещё несколько проектов по другим направлениям, стоимость которых в каждом случае превышает миллиард евро.

То есть, мы должны признать, что Европа имеет собственный, и весьма мощный ВПК. И представители этого ВПК явно не очень рады тому, что многие десятилетия американцы буквально хозяйничали на европейском рынке вооружений, оставляя самим европейцам разве что область стрелкового оружия. Не вызывает сомнений и то, что они научились работать с чиновниками и прессой, поскольку тренд на большую самостоятельность Европы в области разработки вооружений возник явно не на пустом месте.

А значит, версия о том, что недавно озвученное в Брюсселе стремление европейцев к большей самостоятельности в космосе родилось в офисах крупнейших европейских оборонных компаний, весьма правдоподобна. Точнее, она даже более правдоподобна, чем допущение, что европейцы действительно подумывают о самостоятельном участии в грядущих «звездных войнах».

Хотя нужно признать, что некоторые фрагментарные усилия европейских столиц выглядят не совсем уж карикатурными. Так, сначала Париж, а затем и Рим объявили о создании космического командования в своих вооруженных силах. Отчасти это стало ответом на якобы имевший место случай «шпионажа» российского военного спутника за франко-итальянским спутником «Athena-Fidus». Помимо создания космического командования, обеими странами была принята стратегия космической обороны. С учетом того, что оба государства относятся к европейским промышленным и технологическим лидерам, эта инициатива может иметь большую результативность, чем мечты разрозненных европейских чиновников и военных о едином космическом кулаке.

Ну и последнее, пожалуй: реакция американцев. Не далее, чем в декабре 2019 года в Великобритании состоялся саммит стран НАТО, одним из основных вопросов повестки дня которого была именно стратегия альянса в космическом пространстве. В итоговой декларации саммита было сказано, в частности, следующее:

«Мы объявили космическое пространство оперативной сферой НАТО, признавая его важность для обеспечения нашей безопасности и противодействия вызовам безопасности при соблюдении норм международного права».

Не обошлось и без упоминания агрессивных действий России в космосе. Но это, так сказать, мотивировочная часть.

Но в любом случае мы должны понимать, что основные ресурсы, выделяемые на военно-космическую деятельность, будут реализовываться через программы НАТО. Это и эффективнее, и дешевле для каждого отдельного члена ЕС и НАТО. Поверить в то, что параллельно европейские структуры выделят десятки миллиардов долларов на развитие некой параллельной «космической армии», довольно сложно.

Поэтому все-таки остановимся на том, что европейцы просто выторговывают себе более сочный кусок военно-космического пирога. Тем более, что технические возможности европейских оборонных гигантов действительно хороши, и их более активное участие в военно-космических программах НАТО всем пойдет только на пользу.

"