Posted 27 ноября 2020,, 09:07

Published 27 ноября 2020,, 09:07

Modified 7 марта, 14:35

Updated 7 марта, 14:35

Отомстить Байдену: нанесет ли Трамп удар по Ирану?

Отомстить Байдену: нанесет ли Трамп удар по Ирану?

27 ноября 2020, 09:07
Президент США неоднократно заявлял о своей готовности нанести удар по Ирану, и теперь ему ничто не мешает это сделать
Сюжет
Война

Виктор Кузовков

Израильское издание Axios, со ссылкой на высокопоставленных военных этой страны, пишет, что армия Израиля проинструктирована на случай удара США по одному из ядерных объектов в Иране. При этом особо уточняется, что соответствующее поручение правительства было отдано не из-за получения соответствующих разведданных, а исключительно в результате анализа политической ситуации в США, которую в материале назвали «очень чувствительным периодом». То есть, таким образом попытались подчеркнуть, что речь идет о событии, вероятность которого возможна, но не более того.

В связи с этим весьма интересны два вопроса. Первый, понятно, связан с вероятностью такого удара: насколько высоки шансы, что данное событие случится? Вопрос отнюдь не праздный, ведь речь идет о возможном конфликте в нефтяной кладовой планеты, и обострение ситуации там чревато длительной лихорадкой для всей мировой экономики, и без того страдающей от пандемии. Второй вопрос более актуален для самого Израиля и сформулировать его можно так: чем сможет ответить Иран и коснется ли это Израиля? А если коснется, как на возможную атаку сможет отреагировать еврейское государство?

Как ни странно, вероятность американского удара по Ирану можно назвать весьма высокой. Странно это потому, что Дональд Трамп окончательно превратился в «хромую утку», досиживающую в Белом доме последние недели. Принимать решения об атаке другого государства в такой ситуации как-то не с руки, разве что в ответ на какую-то провокацию, иначе общественность США этого может и не понять. И в то же время есть несколько факторов, которые могут спровоцировать нынешнюю вашингтонскую администрацию действовать более жестко, чем от неё ожидают.

Прежде всего, это решительные произраильские настроения самого Трампа. О своей готовности нанести удар по Ирану Трамп говорил неоднократно, буквально с начала прошлых президентских выборов, которые он и выиграл. Иран четко идентифицировался им в качестве главного врага США, и даже опережал в этом списке Китай. Именно с его подачи США вышли из сделки с Ираном, предполагавшей отмену санкций против этой страны в обмен на её отказ от ядерного оружия и постановку своей ядерной программы под контроль МАГАТЭ. Причем, сделано это было тогда, когда Иран не давал особых поводов сомневаться в честности своих намерений, когда ни МАГАТЭ, ни другие участники сделки не находили никаких существенных нарушений со стороны Тегерана.

Одним из острых моментов в противостоянии США и Ирана стала ликвидация видного иранского военного, генерала КСИР и главы спецподразделения «Аль-Кудс», Касема Сулеймани. Он был убит, напомню, 3 января сего года в ходе целенаправленного авиаудара американской авиации по автоколонне, в которой находился Сулеймани. В ответ Иран нанес серию ударов по американским объектам в Ираке, в ходе которых, по официальным американским данным, не было погибших, но так или иначе пострадали 109 американских военнослужащих. Вероятно, их могло быть значительно больше, но иранские военные предупредили руководство Ирака о скорой атаке, и американцы смогли укрыть контингент на военных базах.

Собственно, именно эта провокация и послужила основанием для окончательного разрыва СВПД (Совместного всеобъемлющего плана действий), или Иранской ядерной сделки, как её часто называли в СМИ. До этого Иран сохранял взятые на себя обязательства, даже не смотря на то, что США вышли из соглашения 8 мая 2018 года. Но после атаки на своего видного военного и политического деятеля Иран заявил о прекращении своего участия в сделке.

Тут важно отметить то, что у США уже был весьма серьезный повод для начала военного конфликта с Ираном. Но в итоге Вашингтон проглотил неслыханную оплеуху от Ирана и сделал вид, что ничего не случилось. И формально это говорит о том, что Белый дом не намерен идти дальше слов и санкционного давления на Тегеран, сколь бы острыми не были взаимоотношения двух стран. Но тут есть один нюанс – на тот момент Трамп еще питал немалые надежды на то, чтобы второй раз подряд возглавить США, и его осторожность вполне объясняется нежеланием связывать себе руки перед выборами и давать своим противникам дополнительные козыри.

Теперь же все изменилось. В частности, многие политические обозреватели в самих США и за их пределами отмечают, что Трамп вполне может сознательно осложнить жизнь вступающему в должность Байдену. А если это согласуется с убеждениями и обещаниями самого Трампа, то почему нет, на самом-то деле? Полномочий для этого у действующего президента США достаточно, а провернуть подходящую к случаю провокацию американские спецслужбы всегда смогут.

О том, что осложнить жизнь Байдену можно очень сильно, нужно сказать отдельно. Иран уже доказал, что не будет отсиживаться в случае удара по нему американских войск. Инструментов у Тегерана предостаточно, и в том числе это мореплавание в Персидском заливе – главной «нефтяной бочке» планеты. Поставив под угрозу добычу и транспортировку нефти в регионе, Иран может нанести колоссальный удар по всей мировой экономике. И США он тоже заденет, можно даже не сомневаться.

Поэтому к публикации израильского издания нужно отнестись очень серьезно. Само обращение правительства Израиля к военным говорит о том, что фейк-ньюс и перестраховка исключены. Если учесть традиционно высокую осведомленность израильской разведки о том, что происходит в мире, вероятность подобного развития событий следует признать довольно высокой. Хотя и не стопроцентной, конечно…

Теперь к вопросу о том, как это может затронуть Израиль. И тут все тоже довольно серьезно. К сожалению, вероятны как прямые атаки на это государство со стороны Ирана, так и действия иранских спецслужб через своих «прокси», то есть, через проиранскую группировку Хезболла, например.

В настоящий момент Иран располагает несколькими типами баллистических ракет, способными дотянуться до израильской территории. Наиболее серьезным инструментом является ракета «Shahab-3» и её модификации, дальность которой достигает, по информации из иранских источников, 1900 километров. Этого с запасом достаточно для атаки Израиля, так что если говорить о самой технической возможности, то она у Тегерана точно есть. Есть и более новая ракета, «Ghadr-1», дальность которой, по некоторым оценкам, существенно превышает 2000 километров. Также предполагается, что она может нести разделяющиеся боевые части, ложные цели и систему постановки помех, что может существенно сказаться на шансах перехватить боеголовки данной ракеты.

Авиация Тегерана большими боевыми возможностями не обладает, и с этой стороны израильтянам, вероятно, не стоит ждать угрозы. Поэтому прямые удары со стороны Ирана возможны только с помощью баллистических ракет, и очень многое будет зависеть от эффективности израильских средств противоракетной обороны. Но нельзя исключать и того, что удар по территории Израиля может быть нанесен с территории Сирии или Ливана, где сильны позиции группировки «Хезболла» и присутствуют (Сирия) иранские боевые подразделения. В этом случае могут быть использованы оперативно-тактические ракетные комплексы меньшего радиуса действия, реактивные системы залпового огня или ствольная артиллерия. Но опыт противодействия таким атакам у Израиля весьма значительный, и с высокой долей вероятности можно говорить о том, что они будут отбиты.

На самом деле многое будет зависеть от того, насколько решительно будет настроен Тегеран. В военном и экономическом плане ему гораздо рациональнее бить по нефтяным промыслам Персидского залива и по судоходству в регионе. То есть, ударить по нефтяным терминалам Саудовской Аравии, ОАЭ, Бахрейна, Кувейта, и перекрыть Ормузский пролив. Но в этом случае против Ирана наверняка начнется настоящая война, и противостоять ему будет не только Америка, но и многие другие страны. А значит, весьма вероятно, что с Ираном случится то, что ранее случилось с Ираком…

Что же касается удара по Израилю, то он будет весьма громким, но вряд ли окажется очень результативным. То есть, для сохранения лица иранскому руководству выгоднее всего ограничиться именно ударами баллистических ракет по Израилю. Но в случае, если ПРО еврейского государства сможет поразить значительную часть выпущенных ракет, на этом, скорее всего, все и закончится. Иран, при всех своих нефтяных и газовых богатствах, не настолько богат, чтобы просто так выбросить десятки или сотни баллистических ракет.

А вот если они будут достигать цели, ситуация может резко осложниться. Иран в таком случае наверняка продолжит атаки до тех пор, пока не добьется каких-то уступок, а в случае, если Израиль рискнет начать прямые военные действия против Тегерана, помощь последнему могут оказать другие исламские страны, что в итоге может привести к очередной арабо-израильской войне.

Израилю к этому не привыкать, конечно. И все-таки вопрос весьма серьезен…

"