Posted 27 ноября 2020, 06:15
Published 27 ноября 2020, 06:15
Modified 7 марта, 14:37
Updated 7 марта, 14:37
Иван Петровский
Экс-замглавы Госкомрыболовства Александр Тугушев, объявленный на родине в международный розыск, как оказалось, проживает ныне в британской столице. Как стало известно изданию, господин Тугушев, отсидевший ранее срок за взятку и разыскиваемый теперь за мошенничество в особо крупном размере, спокойно гуляет по лондонскому парку, расположенному неподалеку от дома 37 по Golden Square. Готовьте запрос об экстрадиции! Тем более, что британская туристическая виза, которую Тугушев получил ценой невероятных ухищрений, похоже, давно просрочена.
Адрес Golden Square №37, где и проживает беглый чиновник и экс-партнер Виталия Орлова, владельца крупнейшего рыбного холдинга «Норебо», не простой, а золотой — и в буквальном смысле, и в переносном. Именно этот адрес странным образом объединяет Тугушева, который пытается отсудить часть компании Орлова в лондонском суде, и всех тех, кто считается истинными заказчиками этого судебного процесса. Процесса, известного как «Дело «Норебо», в котором выходцы из криминальных структур России 90-х пытаются прибрать к рукам одну из крупнейших отечественных рыбодобывающих компаний.
Бизнесмен, чиновник и политический зэк
История Тугушева во многом типична для современной России. Бизнесом Тугушев начал заниматься еще в 90-х. В начале нулевых объединился с мурманчанином Виталием Орловым и шведским бизнесменом Магнусом Ротом, создав компанию «Альмор Атлантика», в которой ему принадлежало около 15%.
В 2003 году Тугушев решил оставить бизнес ради карьеры чиновника — распоряжением премьер-министра Михаила Касьянова, как сообщал «Финмаркет», он получил пост замглавы Госкомрыболовства и по закону был вынужден полностью выйти из всех своих бизнесов.
Однако чиновничья карьера не задалась. Уже в 2004 году Тугушева арестовали и позже осудили на 6,5 лет за мошенничество (1), хотя речь шла о банальной взятке в размере $3,7 миллиона, которую чиновник взял у компании «Поллукс», пообещав ей квоты на вылов рыбы. Обещанного компания не дождалась и обратилась в правоохранительные органы.
Долг перед обществом Александр Иванович выполнил: отсидел часть срока и вышел условно-досрочно в 2009 году. А спустя шесть лет пришел с заявлением в полицию, что акции «Альмор Атлантика» у него бессовестно украли. За прошедшие годы компания поглотила больше дюжины своих конкурентов, стала одной из крупнейших в России, сменила название на «Норебо». Одним словом, было за что бороться. Только вот ни возбуждение уголовного дела, ни обыски в офисе «Норебо», не подтвердили факта хищения. И тут началось самое загадочное.
Тугушев неожиданно появляется в Лондоне. Уголовное прошлое чиновника, которое должно было стать непреодолимым препятствием в получении британской визы, оказало обратное действие. Как ранее писали СМИ, Тугушев просто заявил, что стал жертвой режима, а дело его — не что иное, как политическое преследование.
В июле 2018 года Высокий суд Лондона арестовывает активы Орлова в Великобритании (2). Что интересно, самого Орлова в суд даже не вызывают: истец заявил, что понятия не имеет, где искать бывшего партнера, хотя все его адреса известны, а уточнить местонахождение можно в любой момент. Также для получения ордера на арест истец Тугушев настаивает, что Орлов может скрыть имущество, в том числе акции "Норебо", забыв, видимо, пояснить суду, что компании добывает рыбу по государственной квоте, а значит, и скрыть ее просто невозможно. Факт вполне очевидный для экс главы Госкомрыболовства России, но не суда Великобритании.
Тем не менее, имущество было арестовано, однако уже через год арест пришлось снять (3). А что оставалось делать судье, если адвокаты Орлова наглядно продемонстрировали, что их клиент — публичное лицо, которое не планирует ни прятаться, ни прятать свои активы. Это решение, надо думать, не понравилось истинным заказчикам «Дела «Норебо», которые уже успели потратить огромные деньги на судебный процесс, включая немалые расходы на то, чтобы выбить визу в Великобританию для Тугушева — марионетки, которую используют для того, чтобы раздербанить успешную рыболовную компанию.
Golden Square 37
Напомним, получить британскую визу для Тугушева, имеющего за плечами уголовную судимость, было почти невозможно. Кроме того, он успел отличиться и после отсидки. Перед самым отъездом в Лондон в 2018 году Тугушев успел похитить более 40 млн рублей у Александра Сычева — соучредителя ООО «Восток», чья компания занимается рыболовством, переработкой, а также оптовой торговлей рыбой. За это, по сообщениям агентства ТАСС, Тугушев был заочно арестован в России и объявлен в международный розыск (4).
Между тем, 40 млн рублей — сумма явно более чем скромная для того, чтобы жить в престижном районе Лондона, да еще и оплачивать судебные издержки. По оценкам экспертов, судебные расходы Тугушева на «дело «Норебо» уже составляют порядка 20 млн фунтов. Для одного Тугушева сумма явно неподъемная.
Как уже упоминалось в расследовании «Новых Известий», Тугушев выступает скорее как номинальный держатель «дела «Норебо», этакий фронтмен от криминалитета. А вот в качестве заказчиков и подлинных бенефициаров назывались, в частности, бизнесмены с, мягко говоря, сомнительной репутацией и связями в криминальном мире, а именно —Илья Трабер, Роман Спиридонов и Вадим Гуринов.
Именно последний, Вадим Гуринов, постоянно так или иначе всплывает рядом с Тугушевым и, похоже, играет ключевую роль в этом деле. Вот и сейчас: оказалось, что роскошные апартаменты в Лондоне, где и обнаружился Тугушев, принадлежат компании New End Development, одним из бенефициаров которой является Вадим Гуринов (5).
На первый взгляд, New End Development — просто-таки образцово чистый актив. Зарегистрированная в 2015 году компания занимается тем, что выкупает и перестраивает офисные здания в центре Лондона, превращая их в дорогостоящие элитные апартаменты.
Для того, чтобы оценить масштабы бизнеса New End Development, достаточно взглянуть на финансовую отчетность компании. Так, например, в 2019 году через счета ее двух «дочек» — Halamar Golden Square Ltd и Halamar Chancery Lane Ltd — прошло более 140 млн фунтов стерлингов.
Первая «дочка» (Golden square) реализовывала проект по преобразованию офисов в 22 роскошных апартамента в семиэтажном здании, расположенном в элитном районе британской столицы Сохо. А Chancery Lane занималась проектом по преобразованию трех офисных зданий II класса в 35 элитных квартир опять же в центре Лондона.
Закономерно возникает вопрос: откуда же у Вадима Гуринова такие средства на инвестирование в столь дорогостоящие проекты?
Питерский след
В открытых источниках информации о г-не Гуринове практически нет. Этот российский бизнесмен не появляется на светских тусовках, не дает интервью деловым изданиям, так что широкой публике он практически не известен. Впервые его имя всплывает именно в связи с публикациями о «деле «Норебо».
Но вот что любопытно: как только Гуринов всплыл в расследовании «Независимой газеты», связавшим «дело «Норебо» с его именем, адвокаты Тугушева через суд обязали материал удалить. Что интересно, к разбирательству дела по существу суд еще даже не приступал: решение о блокировке статьи было принято в качестве обеспечительной меры. И вот еще одна странность: дело рассматривается в Наро-Фоминском суде, который, как мы предполагаем, мог быть выбран истцами по формальным обстоятельствам. При этом странная, мягко говоря, обеспечительная мера по блокировке статьи может являться косвенным свидетельством того, что именно этих истцов ждали именно в этом суде. Судите сами: в качестве одного из ответчиков в иске, помимо «Независимой газеты», указано некое ООО «Улисс-Вектор», зарегистрированное в Наро-Фоминске 18 сентября этого года. В тот же день эта компания получила и доменное имя noreboetxts.ru, где тут же разместила целых два текста — вернее, фрагмента текста — «Независимой газеты» и АПН о Тугушеве и его подельниках. При этом в иске указано, что материалы были размещены еще 23 августа, что очевидно не соответствует действительности чисто физически: как можно было разместить материалы на несуществующем сайте? Похоже, что мы имеем дело с обычной номинальной компанией-«прокладкой», которая нужна исключительно ради того, чтобы провести процесс в удобной для истца юрисдикции, то есть в Наро-Фоминском суде. Это подтверждается еще и тем, что ФНС признала адрес этой «компании» недостоверной.
Но вернемся к таинственному г-ну Гуринову. Уроженец Санкт-Петербурга, начавший заниматься бизнесом еще в «лихие» 90-е, сегодня является гражданином Кипра, а в качестве основной страны проживания предпочитает указывать Объединенные Арабские Эмираты.
По информации нашего издания, фамилия Гуринова фигурировала в скандально известном «панамском досье». Так, в частности, указывалось, что большую часть своих активов он приобрел с 1991 по 2015 годы. Начинал он свой бизнес с того, что импортировал продукты, затем переключился на продажу одежды и бизнес по организации денежных переводов. В 2003 году он внезапно устраивается в компанию «Сибур» (в те времена она принадлежала «Газпрому»), гендиректором которой в то время был Александр Дюков, в 90-е годы возглавлявший питерский порт, являющийся экспортными воротами для российской нефти. В 2011 году Гуринов становится главой дочернего предприятия «Сибура» — «Сибур – Русские шины».
В девелоперский бизнес Гуринов пришел через инвестиционную компанию Ruric. В 2004 году Ruric AB (Russian Real Estate Investment Company) была создана в Стокгольме для развития проектов коммерческой недвижимости в Санкт-Петербурге. Планы анонсировались грандиозные: до 2017 года шведы планировали вложить в питерскую недвижимость около 5 млрд долларов. Однако бизнес, похоже, не заладился с самого начала, так что дальше разговоров дело не пошло. В 2008 году владельцы компании объявили о сворачивании своей деятельности и распродаже активов. Поскольку у компании обнаружились долги на общую сумму 100 млн долларов, 35% акций достались кредиторам, а 27% голосующих акций приобрел виргинский офшор Gano Services. В «панамском досье» бенефициаром указанного офшора называется все тот же Вадим Гуринов — через своего родного брата Артема Гуринова (6).
Проще говоря, Гуринов кинул своих шведских партнеров, присвоив себе компанию, вывел из нее все активы, а потом еще и заново продал акции уже компании-пустышки (7).
Кстати, о девелоперских проектах Ruric Гуринов тоже не забыл. Чтобы составить представление о том, как г-н Гуринов начал вести бизнес в компании, достаточно вспомнить нашумевший конфликт с одним из крупнейших клиентов Ruric — Министерством обороны РФ. Контракт с военным ведомством шведы заключили еще в 2006 году. Тогда предполагалось, что Ruric займется переводом Военно-транспортного университета из центра Санкт-Петербурга в Петергоф.
По контракту Ruric должна была построить в Петергофе жилые дома, казармы и учебные корпуса, а взамен получала весьма лакомый кусок в центре Питера, где планировалось возвести многофункциональный комплекс «Театральный» площадью около 50 тыс кв. метров.
Однако путаться со строительством Вадиму Гуринову, очевидно, не хотелось. Поэтому Ruric попыталась в два раза сократить площадь «Театрального», в ответ Минобороны отказалось предоставить земельный участок в собственность. Разбирательства продолжились в суде, где представители Ruric с помощью первоклассных адвокатов смогли отвоевать у главного военного ведомства страны целых 1,5 млрд рублей в качестве компенсации по контракту, который сам же девелопер отказался исполнять.
На этом скандальном эпизоде деятельность Ruric в России фактически закончилась. Впоследствии Вадим Гуринов разворачивает деятельность Ruric на 180 градусов: вместо инвестиций в девелоперские проекты в России компания начинает вкладываться в лондонскую недвижимость.
Именно Ruric сегодня является держателем 50% акций уже знакомой нам New End Developments Ltd.
Партнеры в авторитете
Другой половиной New End Developments LTD владеет компания Oracle Capital Advisors (8). Специализация этой компании — консалтинговые услуги для олигархов из Восточной Европы, пытающихся легализоваться в Великобритании. Владеют офшором гражданин Казахстана Малик Ишмуратов и некий Денис Коротков-Коганович, ныне проживающие в Великобритании.
О г-не Когановиче известно не много. Даже его настоящее имя и гражданство точно установить не представляется возможным: он появляется под именами «Денис Коганович», «Денис Коротков», «Денис Коротков-Коганович» и, возможно, также «Валерий Коротков». По всей вероятности, он выходец из Казахстана, однако в реестре юридических лиц Великобритании (Companies House) он значится то как гражданин России, то как подданный Великобритании. До 2011 года он входил в совет директоров столичного «АЛЕФ-Банка», записанного на офшор на Британских Виргинских островах LankerEnterprises.
В Великобритании сегодня он имеет немалые активы и уж точно является весьма не бедным человеком. Как нам стало известно, Коганович проживает в северной части Лондона со своей семьей в доме, стоимость которого, по экспертным оценкам, составляет более 21 млн фунтов стерлингов.
Также Когановичу принадлежит 50% акций в компании «Эштон Роуз Лтд» и владеет пакетом 49,9% АО «Либерти» — третьего по величине банка Грузии. Активы этого АО оцениваются примерно в 400 млн фунтов стерлингов.
Деловой партнер г-на Когановича — Малик Ишмуратов, по информации из источников, был связан с крупным криминальным воротилой Румынии Дину Патричиу (9), чье состояние оценивалось более чем в 2 млрд евро. Румынские правоохранительные органы 20 лет вели расследование против Патричиу, пытаясь доказать факты уклонения от уплаты налогов, отмывания денег, мошенничества, создания организованных преступных группировок. Если бы расследование было закончено, г-н Патричиу имел все шансу получить 20-летний тюремный срок. Однако в 2014 году Патричиу умер, так что дело было прекращено.
Еще одна пикантная подробность про New End Developments Ltd состоит в том, что директором обеих «дочек», созданных под реализацию проектов элитной недвижимости в Лондоне, является лорд Клануильям. Этот английский аристократ в нашей истории сыграл немаловажную роль: именно он, по собственному признанию газете The Guardian, управляет компанией 17ARM, которая де-юре является спонсором Тугушева на процессе против Орлова.
Лорд вообще, похоже, питает особые чувства к российским олигархам. В начале «нулевых» он консультировал Владимира Потанина, Михаила Ходорковского, Владимира Евтушенкова и даже был независимым директором в совете директоров крупнейшей отечественной золотодобывающей компании «Полюс Золото».
Рейдеры из 90-х возвращаются?
В «панамском досье» обнаруживаем еще один штрих к портрету Вадима Гуринова, который, как оказалось, по праву может считаться просто королем мировых офшоров.
Так, по данным «панамского досье», Гуринов числится бенефициаром сразу нескольких офшорных компаний. Punch Investments Ltd, зарегистрированной на Британских Виргинских островах в сентябре 2011 года (10) Arcor Holdings Inc и Hercules Impex Ltd (11)— обе с регистрацией на Багамах. В «панамских бумагах» эти компании упоминаются как важные репозитории офшорных активов Гуринова. Судя по всему, именно на эти компании Гуринов «скидывает» активы, которые ему удается «отжать», по схеме аналогичной c компанией Ruric.
В этой связи пресловутое «дело «Норебо» играет новыми красками. Ситуация все больше походит на нечистоплотные нападки конкурентов по бизнесу. При этом Александр Тугушев оказывается лишь очень удачно выбранной боевой пешкой в большой игре. «Норебо» — действительно большой куш, за который стоит побороться. Как мы видим, желающие «раздербанить» хорошо отлаженный и четко работающий бизнес уже выстроились в очередь. Так что, если планы злоумышленников увенчаются успехом, не исключено, что развивать рыбную промышленность в России будет ОПГ под прикрытием какой-нибудь сомнительной девелоперской компании под руководством многоликого английского лорда. А уж по каким понятиям такие люди ведут бизнес нам, к сожалению, слишком хорошо известно.
Ссылки на материалы, использованные при написании текста: