Posted 27 октября 2020,, 10:53

Published 27 октября 2020,, 10:53

Modified 7 марта, 14:30

Updated 7 марта, 14:30

Жулье в законе: почему обычному человеку не стоит играть на финансовых рынках

Жулье в законе: почему обычному человеку не стоит играть на финансовых рынках

27 октября 2020, 10:53
На этом сегменте отечественной биржи деньги не делаются, а только перераспределяются, тогда как реальную прибыль дает лишь реально существующая экономика, то есть рынок товаров и услуг, считает автор.

«Лохи, нам нужны ваши деньги!» - примерно такой корпоративный слоган должен быть у всякого рода брокерских контор, инвестиционных лавочек и трейдерских фирмочек. И очень мелким шрифтом под сканом лицензии ЦБ на сайте надо дописать *Мы обязательно отымеем тебя, сынок*, пишет публицист Алексей Кунгуров:

«Не знаю, кто, когда и за какие заслуги включил меня в списки потенциальных VIP-инвесторов. Подозреваю, это случилось из-за того, что мое имя с присовокупленной ссылкой на личный телеграм-аккаунт, несколько раз мелькнуло под статьями об инвестициях в средиземноморскую недвижимость на очень-очень специальных ресурсах. Вот и решили, что я богатенький мажор, раз могу внятно объяснить риски, возникающие при покупке доходной недвиги в Испании или Грузии и вписали мое честное имя в некий шорт-лист потенциальных инвесторов и продал его шарашкам, специализирующимся на шахер-махере наивных буратин.

И началось! В день получаю 3-5 «уникальных предложений» от всякого рода разводил, написанных по всем канонам НЛП: мне предлагают "сделать шаг в будущее," "не упустить появившуюся возможность", "повысить доходность портфеля", получать гарантированную прибыль, пока другие терпят убытки... А потом забыть о деньгах и просто наслаждаться жизнью. Для этого всего-навсего нужно войти в команду «профессиональных инвесторов», которые будут зарабатывать для меня, пока я наслаждаюсь жизнью на курортах; сделать верный выбор, совершенно бесплатно записаться на семинар «Успех начинается сегодня» и т. д.

Банить оказалось бесполезно. Несть им числа. Поэтому я решил отомстить им всем скопом и рассказать о реалиях трейдинга, всех этих форексов-шморексов, биткойнов-щиткойнов и рынков высокодоходных облигаций. Можно на примере последнего.

Сделаю оговорку: речь пойдет именно о рынке финансовых спекуляций в РФ. Концепция этого огромного Поля Чудес неизменна: если кто-то разбогател, значит кто-то стал нищим. Можно честно проиграться в биржевую рулетку, можно стать жертвой мошенников – это уже детали. Суть в том, что на бирже деньги не делаются, а только перераспределяются. Прибыль генерирует только реально существующая экономика – то есть рынок товаров и услуг. Если инвестиционный контур каким-то боком соприкасается с физически существующей экономикой, то да, можно получить гешефт, никого не обманув. Но в том-то и дело, что более 90% всего спекулятивного бабла циркулирует в большом отрыве от грешной земли, где-то в стратосфере виртуальной генерации нулей и единичек.

Что такое рынок ВДО? Высокодоходные облигации, иначе называемые «мусорными» – это ценные бумаги, выпускаемые компаниями, не имеющими деловой репутации, не способными взять кредит в банке по причине отсутствия залогового фонда, но остро нуждающимися в деньгах. Если речь идет о всякого рода хайтековых стартапах из гаража, то это уже, скорее сфера венчурных инвестиций и, подчеркну, к РФ все это отношения не имеет. Здесь никому не нужен хайтек. Венчурные фонды, делающие рискованные инвестиции, отсутствуют, как класс. Есть «Сколково» и «Роснано», но это чисто распильные госструктуры, только поглощающие бюджетное бабло. Они никогда не давали и никогда не дадут прибыли.

Я упомянул венчурные инвестиции только потому, что они позволяют понять механизм прибыльности ВДО. Вы покупаете «мусорные» акции 20 IT-компаний, которые организовали студенты Массачусетского технологического института, из них 19 прогорают, а одна становится Гуглом или Эпплом, ее акции дорожают в тысячи раз, и таким образом вы не только покрываете убытки по дефолтным бумагам, но и получаете прибыль в десятки или даже сотни процентов.

Рынок ВДО похож, но там вы имеете дело с обычными компаниями, работающими на традиционных рынках, которым очень срочно нужен кэш. Это может быть мясокомбинат, швейная фабрика или даже мелкая нефтяная компания. Скажем, заводу по производству подъемных кранов требуются оборотные средства, потому что ей светит жирный подряд на очередную мегастройку. В этом случае брать кредит в банке под 10% годовых очень опасно, потому что банкиры, получив информацию о перспективах компании, могут попытаться ее отжать.

Поэтому гораздо целесообразнее выпустить облигации под 20% годовых с погашением через полгода и год (инвестор получает доход по купонам). Данные бумаги будут иметь либо очень низкий («мусорный») рейтинг надежности, либо вообще не будут иметь никакого рейтинга. Получит завод контракт – он сможет расплатиться с кредиторами. Не получит – объявит дефолт: всем спасибо, все свободны! Инвесторы должны понимать, что за перспективу получить доходность в 20%, то есть в четыре раза выше, чем дают банковские депозиты, они рискуют потерять свои вложения полностью или частично.

В чем тут разводилово? В данном случае, если эмитент не планирует аферу изначально, все более-менее честно. Выше я говорил, что генерирует прибыль физически существующая экономика. Это как раз тот случай. Эмитенту нужны деньги под реальный проект, инвестор может оценить риск и принять решение. Опытный инвестор никогда не будет вкладывать в высокорисковые бумаги больше 10-15% портфеля. Иначе это уже не инвестиции, а игра в рулетку.

Большинство буратин, однако, не имеют ни времени, ни профессионального навыка, чтобы находить «вкусные» варианты высокорисковых вложений. Они несут свои сбережения «профессионалам рынка», всякого рода брокерским конторам и инвестиционным компаниям. И вот в этом случае вероятность быть поиметым возрастает до неприемлемо высокого уровня. Даже не потому, что брокер, которому вы доверили пару миллионов, полученных от продажи бабушкиной хрущевки, изначально мошенник. Не, тут чистая психология: когда он рискует чужими деньгами, то в случае провала может просто развести руками («ну не шмогла я, не шмогла», как в анекдоте), а в случае успеха смело положит 50% маржи в свой карман. Стимул напрягаться пропадает. Деньги ему приносит не успешный финансовый результат, а хорошая рекламная кампания по привлечению клиентов. Ну, а дальше – как повезет…

Зарубите себе на носу: мошенник всегда играет чужими деньгами. Его задача – убедить вас, что он супер-пупер профи, что, доверяя ему свои кровные, клиент становится членом «клуба избранных». И если вы увидите рекламу, в которой лощеный мажор в дорогом костюме втирает, что его клиенты, чьи средства он размещает в ВДО, получают гарантированный доход в 20% годовых, включите логику: зачем этому чуваку ВАШИ деньги, зачем ему ДЕЛИТЬСЯ гешефтами с другими, если он может вложить свои деньги (или деньги дружбанов) и всю прибыль положить в карман?

Думаю, у многих адептов финансовой магии сейчас бомбануло: мол, кто ты ваще такой, чтобы ставить под сомнение финансовые инструменты, которыми пользуется весь цивилизованный мир? Кто тебе дал право всех скопом записывать в мошенники, ведь есть честные брокеры, эффективные инвестиционные менеджеры, надежные инвестфонды и т. д. Не буду спорить, хорошие люди могут быть даже среди членов «Единой России», ментов, попов, проституток и биржевых гешефтмахеров. Но хороший человек – это не профессия. Поэтому давайте я объясню принципиальную разницу между цивилизованным миром и Рашей.

Например, в Америке – самой финансово продвинутой стране мира, существует институт деловой репутации. Любой инвестиционный консультант, брокер, глава инвестфонда понимает, что его репутация – это основной капитал фирмы. Обманув всего один раз, ты ставишь жирную точку на своей карьере и отправляешь на дно свое предприятие. Ну и развитая система регуляции рынка отточена даже не за годы, а за столетия. Да, она не идеальна, ипотечный кризис 2008 г. – тому подтверждение. Но она есть, она совершенствуется и выводит на чистую воду нарушителей, санируя рынок.

В России же такое понятие, как репутация, просто не существует. Серега Мавроди кинул на бабки миллионы буратин с акциями МММ, следом выпустил билеты МММ («мавродьки») и впарил их уже раз обманутым им лохам. Серега отсидел, вышел из тюряги и швырнул клиентов через проект «МММ-2011». Следом организовал «МММ-2012» и повторил тот же трюк. Далее вышел на международный простор с проектом МММ-GLOBAL и славно обул Африку. Потом объявил о запуске криптовалюты Mavro, но поскольку вскоре сабж сыграл в ящик, то даже не знаю, удалось ли ему развести лошье в очередной раз. Как видим, для дикарей не имело значения, что они отдавали свои деньги уголовнику, который всю свою бизнес-карьеру занимался только одним – кидаловом вкладчиков.

Еще в России нет никаких правовых механизмов, запрещающих мошеннику работать на рынке ценных бумаг. Получил срок, отсидел, вышел – и ты чист перед законом, можешь мутить новые схемы. Это для журналистов, которые писали о коррупции, существует практика судебного запрета на профессию, политзекам уже после отбытия срока на долгие годы суд запрещает публиковаться в Интернете. Но это же другое, вы понимаете, да? А для финансовых мошенников никаких преград не предусмотрено. Поэтому если у них есть деньги на офис в престижном бизнес-центре и бюджет на рекламную кампанию, то попахивающее прошлое будет легко заштукатурено гламурной рекламой.

Поэтому всем «честным финансистам», что возбудились от моего наезда, могу сказать одно: я вам всячески сочувствую. Но вы живете в заснеженной Африке. Если институционально рынок ценных бумаг в РФ абсолютно дикий, нецивилизованный, если тон на нем задают кидалы, циничные манипуляторы, ушлые мошенники, временщики и сертифицированные госчиновники из ЦБ (главный регулятор!), то реальность такова: вы варитесь в этом вонючем бульоне и пропитываетесь дерьмом, даже если это чужое дерьмо. Если вы не способны поменять Систему, заставить ее играть по цивилизованным правилам, то презумпция виновности распространяется на всех вас. В каждом, кто говорит «Дайте мне ваши деньги», следует видеть мошенника, пока он не докажет обратное. Что касается конкретно ВДО, то законодательно понятие высокодоходных облигаций в России вообще не закреплено. А если нет закона, то его и нарушить нельзя.

Чтоб не быть голословным, проиллюстрирую вышесказанное конкретным примером. Глубоко рыть не надо, достаточно лишь почитать деловую прессу за пару последних месяцев. Кандидатов на номинацию «аферюга года» там выводят на свет божий регулярно, но без каких-либо последствий...»

С одним из таких маэстро по части утилизации денег вкладчиков, Кунгуров и предлагает подробно познакомиться в своей публикации. Но дело даже не в конкретных личностях, а в том, что таких на российской бирже тысячи...

"