Рус
Eng
Разделяй и властвуй: какие выгоды может приобрести Россия от войны в Карабахе
Аналитика

Разделяй и властвуй: какие выгоды может приобрести Россия от войны в Карабахе

27 октября , 13:01
В перспективе Москва сможет помогать и усиливать тех союзников, поддержка которых усиливает не только их самих, но и способствует экономическому и внешнеполитическому усилению России

Беззубость мирового сообщества стала со всей очевидностью понятна в Карабахском конфликте, уверены эксперты Института международных политических и экономических стратегий. Самое яркое тому подтверждение состоит в том, что бои на этой территории идут уже месяц, договоренности о прекращении огня сорваны минимум дважды, а ООН по Карабаху не приняла даже самой общей резолюции.

Аналитики РУССТРАТа считают, что оккупация самого Карабаха не являлось для Баку целью нынешней войны: боевые действия Азербайджана направлены на принципиальное изменение внешних условий дальнейшего политического разрешения территориального спора. Так как в прежних процесс переговоров не мог сдвинуться с места на протяжении почти трех лет даже с участием всех ведущих акторов большой геополитики, включая США.

Азербайджанские власти хорошо понимают невозможность достижения компромисса без однозначного согласия на него обеих сторон. Равно как и недостижимость окончательного решения застарелой проблемы даже через несколько переговорных раундов. Предельный максимум дипломатических усилий – остановить стрельбу и зафиксировать текущее положение сторон. В расчете на достижение полной развязки когда-нибудь в далекой перспективе.

Отсюда следует необходимость для Баку добиться такой конфигурации условий, бесконечно долгое сохранение которой являлось бы для действующей власти, как минимум полностью нейтральным. А в идеале играло в пользу азербайджанских интересов. Таковой является полное окружение Карабаха с его надежной логистической изоляцией от территории Армении.

Задача решается перерезанием трех автомобильных дорог, из которых ключевой является шоссе, проходящее через Лачинский коридор, и соединяющее армянский город Гарис, через Лачин и Шушу, со столицей НКР – Степанакертом.

В настоящий момент азербайджанские войска полностью прорвали южный фланг линии долговременной обороны Армии обороны НКР и полностью взяли под контроль всю протяженность линии границы с Ираном, плоть до Армении. Тем самым фактически полностью изолировав как саму НКР, так и Армению от внешнего мира. Теоретически у них остается еще граница с Грузией, но руководство Тбилиси контакты с армянами сейчас сильно сократило.

Отбив с большими потерями для противника две армянские контратаки, в которые Армия обороны Арцаха бросила свои последние резервы, азербайджанские войска методично и без серьезного сопротивления развивают наступление на юг. До Лачинского коридора им осталось продвинуться менее 20 километров.

Сколько у них на это уйдет времени, сказать сложно. Но вряд ли особенно много. Армении этому противопоставить уже практически нечего. И как только азербайджанская пехота Лачинское шоссе оседлает, стратегическая цель войны для Баку станет достигнута.

Можно будет садиться за стол переговоров на условиях статус-кво, согласиться прекратить огонь и приступить к новому обсуждению спорной территориальной проблемы бесконечно долго. Так как каждый день затягивания станет душить экономику НКР, нежизнеспособную без экономической и материальной помощи Армении.

***

Причиной нынешнего обострения в Нагорном Карабахе, отмечают эксперты РУССТРАТа, является сочетание трех факторов. С одной стороны, принципиальная несовместимость подходов Армении и Азербайджана к граничным условиям приемлемого решения проблемы. С другой – отсутствие способности сторонних «больших стран» принудить Баку и Ереван к миру, условно говоря, силой. С третьей – важное изменение внешних условий, давшее Азербайджану ресурсы, позволяющие рассчитывать на успех путем применения армии.

Ключевым толчком к решению азербайджанского руководства о начале боевых действий послужило предоставление военно-технической и, в ряде случаев прямой военной, помощи со стороны Турции. Также обеспечившей Баку своеобразные внешнеполитический зонтик от предсказуемого «международного возмущения».

Анкара в этом конфликте преследует цели, лежащие за пределами собственно Азербайджана. В первую очередь это демонстрация принципиально возросшего геополитического значения Турции в регионе, как игрока, способного влиять на процессы в сопредельных странах.

Далее, для закрепления Баку в зоне своих неоспоримых глобальных интересов, и формирования из него надежного коридора для продолжения экспансии в Среднюю Азию. В том числе, с попутным ограничением там значения Ирана. Как минимум, в прикаспийском регионе. С последующим проецированием своего увеличившегося регионального веса на Средиземное море и Ближний Восток.

Следует признать, пусть и с определенным оговоркам, что на данный момент этот план у Анкары и Баку реализуется достаточно успешно. Хоть и с существенными потерями, азербайджанской армии удалось прорвать линию долговременных укрепления Армии обороны Нагорного Карабаха и создать предпосылки для развития успеха в направлении ранее оккупированных армянскими силами семи азербайджанских районов, расположенных между границей Республики Армения и территорией собственно Карабаха.

В перспективе ближайших 10-15 суток стратегические цели операции вероятнее всего будут выполнены. После чего Баку согласится на переговоры о прекращении огня и перемирии, на условиях статус-кво. Вторгаться непосредственно в Карабах для Баку практического смысла не имеет. Полная изоляция НКР от Армении и без того постепенно принудит руководство НКР к росту договороспособности. Позиция Армении далее особого значения иметь уже не будет.

Положение России, в связи с этим, окажется сложным. И на первый взгляд даже несколько проигрышным. В первую очередь ввиду попыток Еревана переложить ответственность за неадекватность собственной политики на протяжении трех десятков лет на Москву, «не оказавшую помощь» и даже прямо «предавшую» своего союзника по ОДКБ. Тот факт, что Карабах территорией Республики Армения не является, армянской элитой будет откровенно игнорироваться.

Однако в стратегическом смысле происходящее открывает перед РФ ряд важных перспектив в части изменения политики не только в Закавказье, но и во всем постсоветском пространстве. Что сегодня особенно важно для перспектив Средней Азии.

Армении, и прочим странам из состава бывших советских республик, появится возможность показать, что сохранение дружеских отношений с Россией, не только критично важно для их собственного самосохранения, но и имеет четко обозначенную цену. В том числе, в виде обязательства по недопустимости у себя любой русофобии, а также осознания естественных ограничений на их многовекторность в части безусловности соблюдения приоритета российских интересов.

С текущего момента Москва готова помогать и усиливать только тех союзников, поддержка которых усиливает не только их самих в важных для них вопросах, но и способствует экономическому и внешнеполитическому усилению самой России. Как минимум, в регионе нахождения союзных стран.

В частности, в вопросе Карабаха, после победы Азербайджана, только от Москвы будет зависеть объем автономии, которую Баку согласится предоставить НКР в новых геополитических условиях.

В противном случае судьба региона останется в его собственных руках. И ответственность за последствия ляжет исключительно на правящие элиты Армении и Карабаха. При любом альтернативном варианте развития событий, ни США, ни Евросоюз, никакой действенной помощи им не окажут. Ввиду очевидной на это неспособности.

С другой стороны, в отношениях с Баку появляется перспектива дальнейшего развития. Как в части обозначения зависимости эффективности и экономической успешности взаимных связей от степени учета мнения Москвы относительно состава и широты полномочий автономии Карабаха. Так и в смысле оказания помощи по предотвращению политического и экономического поглощения Азербайджана Турцией.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter