Posted 27 июля 2021, 12:57
Published 27 июля 2021, 12:57
Modified 7 марта, 13:27
Updated 7 марта, 13:27
Борьба так называемых «прививочников» и «антипривиочников» не затихает ни на минуту во всем мире. И это обстоятельство серьезнейшим образом затрудняет борьбу с пандемией. Причины такого положения дел объясняет в своем блоге с точки зрения старого доброго психоанализа практикующий аналитик Елена Кадырова:
«Главные аргументы в пользу ношения масок и прививок, в основном обращённые к чувству вины - заразить и убить кого-то, и чувству страха - заразиться и умереть самому, очевидно исходят из базового посыла, что люди не хотят убивать других, умирать и страдать сами. Но судя по тому, как слабо все это действует на тех, кого пытаются убеждать, возникает вопрос - а так ли это?
Для психоанализа давно не секрет то, что в глубинах человеческой психики помимо любви и сострадания, сосуществуют разные влечения и аффекты, в том числе, такие как зависть, ненависть, влечение к разрушению и смерти, стремление к причинению боли, страдания другому или себе и тд. Но социальные нормы и табу в обычной жизни не позволяют нам проявлять открыто и реализовывать эти аффекты, а психические защиты, если человек здоров, берегут наше сознание от ужаса встречи с этим негативным содержанием собственного внутреннего мира. И потому, это содержимое ищет разные способы легально реализоваться, в лучшем случае, сублимируясь во что-то полезное или в искусство, а в худшем, например, толкая человека по контракту участвовать в боевых действиях. При этом, наш ум всегда находит способы как это элегантно идейно и рационально обставить так, чтобы человек был убеждён, что его дело правое. Это важно для человека, если он не отмороженный психопат.
Так было в доковидные времена. И тут появляется вирус, способный очень быстро и много заражать, калечить и убивать. И при этом нет жёсткий социальной нормы или табу на заражение. Наоборот, в доковидные времена было почти хорошим тоном ходить больным на работу и в гости и заражать окружающих, допустим, гриппом. От гриппа так не умирали как от коронавируса, но минимум неделя физических недомоганий была обеспечена. То есть, такая лёгкая незамысловатая агрессия - сделать другого больным была социально приемлема. Можно себе представить какие возможности для реализации скрытых агрессивных, убийственных, в том числе и суицидальных импульсов открывает такой монстр как нынешний коронавирус. Нарушение несуществующего табу на заражение, приводит к преодолению существующего табу на убийство или причинение ущерба здоровью других или себе.
Похоже, ковид, это действительно, какая-то новая форма войны каждого с каждым, где человечество в массе получило доступ к серьёзному биологическому оружию. Когда одна его «рука» судорожно ищет способы это оружие уничтожить и максимально насколько это возможно обезвредить, чтобы выжить, а другая в это время реализует с его помощью бессознательную программу на самоуничтожение и убийство. Вот такая амбивалентность. Но внешне все это представлено в нашем сознании как какие-то идеологические и концептуальные противостояния, разные версии теории заговора, когда мы с пеной у рта друг другу что-то доказываем, и в сотый раз безуспешно пытаемся убеждать в том, что каждый уже решил для себя на том «подземном» уровне психики, где царствуют аффекты. И может казаться, что выбор этот склоняется в пользу Эроса - свободы жить, ничем себя не ограничивая, а по факту - за этим маячит тень Танатоса, который уже едва поспевает собирать свой страшный «урожай».