Posted 27 мая 2019, 08:45

Published 27 мая 2019, 08:45

Modified 7 марта, 15:50

Updated 7 марта, 15:50

Церковь вместо школы: как Смоленщина стала "форпостом православия"

27 мая 2019, 08:45
За последние 25 лет в Смоленской области было восстановлено и построено более 140 храмов, возрождено 6 монастырей и 2 православные гимназии, но при этом построена всего 1 средняя школа, а закрыто – более 40 учебных заведений.

Виталий Сергеенков, Смоленск

1 февраля в актовом зале Российского экономический университета имени Г.В. Плеханова состоялось молодежное праздничное мероприятие. В нем приняли участие: Православные добровольцы Смоленщины, (Здесь и далее выделены слова, имеющие военное или воинствующее (?) значение. Авт.) служба «Милосердие», студенты Смоленской Духовной семинарии, студенты Центра подготовки церковных специалистов, студенты РЭУ им. Плеханова, СмолАПО, СмолГУ, политехнического техникума, учащиеся школ города, казаки, юнармейцы). А еще раньше, 25 января 2019 года в Смоленском государственном драматическом театре им. А.С. Грибоедова состоялся Большой праздничный концерт, посвященный 10-летию избрания и интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

И вот в связи с этим вспомнилось… В 1996 году тогда еще митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл отмечал 50-летний юбилей. Торжества по этому случаю проходили в Смоленском драмтеатре. Все было чин чином. Заздравные речи, ответные слова, аплодисменты, пресса, телевидение…

Корреспондент в то время главной областной газеты «Рабочий путь» Игорь К. прибежал в редакцию, чтобы срочно сдавать репортаж в номер. Но перед тем, как приняться за работу, взахлеб рассказал, какой казус случился в ходе торжества. Представитель администрации, а может и сам глава администрации области Анатолий Глушенков (тогда еще губернаторами они не назывались) вручил митрополиту Кириллу в подарок – меч. (?!)

Странный и даже противоестественно-страшный подарок митрополит принял. А ведь известно, что священнослужителям не только нельзя дарить оружие. По церковным канонам им даже запрещено брать любое оружие в руки, «Ибо речено: всяк приемший меч, мечем погибнет (Мф. 26:52)»

Возможно, тот уникальные в своей противоестественности случай каким-то мистическим образом, повлиял на православную Смоленщину. Она стала православно-воинствующей. Или воинствующе-православной? Чуть ли не военизированной… Уже никого не смущает, что в документах и светских, и епархиальных, и совместных то тут то там встречаешь военные термины. И скрашены, подкреплены они мыслями-идеями-лозунгам крайнего, чуть ли не красного революционного патриотизма. До которого той, советско-коммунистической, пропаганде далеко…

«Наш проект носит название «Смоленщина – западный форпост Православия». (Именно с прописной буквы! Почему?) И это не случайно. – пишет главная, губернаторская «Смоленская газета» – Патриарх Московский и всея Руси Кирилл был архиепископом Смоленским и Вяземским почти четверть века. Он стал родным и любимым архиереем для всех православных верующих Смоленщины».

А вот еще образчик терминологии с сайта Смоленской епархии «В октябре предполагается проведение круглого стола по тематике противодействия деструктивным силам, а завершится проект изданием специального выпуска газеты («Смоленская газета») под названием «Смоленщина — западный форпост Православия» в декабре».

Хороша тематика! Интересно, все люди Смоленщины или только православные призваны противодействовать «деструктивным силам»? И каким образом? Какими средствами? И вообще, что это (или кто?) – деструктивные силы?

В конце января, выступая на XXVII Международных Рождественских образовательных чтениях, президент Владимир Путин поздравил патриарха с 10-летием Поместного Собора Русской Православной, и его (патриарха) интронизацией. Особые слова благодарности глава государства выразил Святейшему Патриарху и Церкви «за духовное окормление российского воинства». «Ваши искренние, идущие от сердца напутствия помогают солдатам и офицерам с честью защищать Родину, вселяют в них уверенность в своей ратной силе и нравственной правоте», – добавил Путин.

«По плодам их узнаете их»

Нынешний патриарх на Смоленщине стал «родным и любимым» не только для всех православных патриотических сил, но особенно, и в первую очередь, для отдельных лиц. И лица эти - ГОСУДАРСТВЕННЫЕ!

Сращивание-слияние официальной РПЦ, её структур, священников с политиками, госчиновниками Смоленщины приняло небывалые формы и размеры. В самых разных, иногда крайних проявлениях.

Можно ли представить, чтобы генерал ЦРУ вместе с каким-нибудь кардиналом католической церкви, или с самим папой Римским возглавляли шествие верующих христиан-католиков? Нет. А у нас запросто. В мае 2002 года в Успенском кафедральном соборе Смоленска чекист, генерал КГБ-ФСБ Виктор Маслов получил церковное благословение на пост губернатора области.

После церемонии благословения митрополит Кирилл и генерал-губернатор Маслов возглавили крестный ход от Успенского собора на улицу имени Кирилла и Мефодия, где состоялся массовый митинг.

А ровно через десять лет, в июле 2012 года, патриарх Кирилл, принял участие в церемонии открытия на историческом здании Смоленского Государственного университета мемориальной доски, посвященной педагогу Татьяне Николаевне Щипковой, репрессированной за религиозные убеждения в 70-х – 80-х годах прошлого века. «Я знаю тех людей, я застал их, будучи еще митрополитом Смоленским, которые от нее впервые почерпнули какие-то знания о вере. И этого было достаточно для того, чтобы она была арестована, лишена звания кандидата филологических наук и три года провела в лагерях в далеком Уссурийском крае».

Интересно все-таки, какому Богу молится патриарх? Он, благословляя генерала КГБ на пост губернатора, наверное, не знал, что именно ребята из его конторы сломали жизнь человеку истинно верующему?

Смоленская область наверняка занимает первое место по числу награжденных высоких и не очень чиновников, руководителей предприятий, учебных заведений орденами и медалями РПЦ.

Бывшие комсомольцы, коммунисты, изучавшие в советских вузах научный атеизм, быстренько стали верующими, и немало своего труда положили на алтарь православной церкви. А по делам их и их награды! «Да воздастся каждому по делам его».

Практически после каждого открытия на Смоленщине нового храма в области и за ее пределами появлялись православные орденоносцы.

Буквально через год, в июне 2010, после своего восшествия патриарх Кирилл на открытии совсем небольшого храма в Десногорске, вручил церковные награды ряду руководящих работников атомной отрасли. Заместитель Генерального директора, директор филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Смоленская атомная станция» А.Ю. Петров был награжден орденом Даниила Московского III степени, директор ОАО «Атомтранс» М.В. Лосенко, генеральный директор ОАО «Концерн Росэнергоатом» С.А. Обозов и заместитель генерального директора Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» А.М. Локшин – орденом преподобного Серафима Саровского III степени.

Позднее экс-губернатор Сергей Антуфьев был награжден орденом Даниила Московского III степени.

В 2017 году свою награду от патриарха получил и нынешний губернатор Алексей Островский. Вроде бы как за строительство нового храма в городе Ярцево. Вместе с ним награды получили два заместителя губернатора Никонов и Ровбель, директор строительной компании ООО «Высота» Е. Самусенков и другие нерядовые православные. Именно нерядовые.

Удивительное дело! Даже в советские времена после сдачи серьезных строительных объектов (завод, цех, школа…) среди награжденных орденами и медалям обязательно были простые, рядовые сотрудники, работники – каменщики, плотники, бетонщики, крановщики, водители… Ничего (или никого) подобного я не нашел среди лауреатов-орденоносцев РПЦ за последние 10 лет. Интересный, не правда ли, факт?

Много вопросов, даже тревогу, вызывает и другой момент. В то время как в Смоленской области «трудами патриарха» было восстановлено и построено более 140 храмов, возрождено шесть монастырей, две православные гимназии, за 25 лет на Смоленщине построена всего ОДНА (!) средняя школ в Велижском районе. При этом, в рамках так называемой оптимизации только в 2014 – 2017 годах закрыто более 40 школ.

А он прощения не попросил...

В августе 2012 года перед первым своим визитом в Польшу Патриарх Московский и всея Руси Кирилл дал интервью польским средствам массовой информации.

В середине разговора патриарх сам (!) начал говорить проникновенные слова о прощении:

– И вот для того чтобы сменить эту тональность, нужно произнести одно слово: «прости». Прощение не является забвением. Произнося в адрес друг друга слово «прости», мы не забываем об истории, но надеемся, что оно породит новый климат…»

А дальше идет САМЫЙ интересный вопрос и САМЫЙ неожиданный ответ (или не ответ? Авт.) патриарха.

– А Вы лично попросите поляков о прощении?

– Я подпишу документ, так же как его подпишет высокий представитель Католической Церкви, и там всё сказано. Речь идёт о том, что взаимное прощение меняет духовную атмосферу, понижает, если хотите, градус отрицательных эмоций, меняет к лучшему эмоциональную атмосферу двусторонних отношений. А дальше будет зависеть, конечно, и от Церквей, и от народов…».

Заметьте, патриарх далее говорит умные, и правильные слова, плетет свободные размышления-словеса. НО (!) на главный вопрос: «А Вы лично попросите поляков о прощении?», он не отвечает!

Почему?

На этот вопрос ответа нет. До сих пор. Почему? Этого не знает никто. Но сегодня доподлинно ясно: патриарх прощения не попросил. Не снизошел.

И это непрощение, или нежелание просить прощения высшего духовного лица России на Смоленщине плодоносит. И «не меняет» (словами самого патриарха) «эмоциональную атмосферу двусторонних отношений». Более того, усугубляет их. «Градус отрицательных эмоций» в области и в самом Смоленске повышается. Даже усиливается, множится. И вот почему. Уже много лет на «Земле Патриарха» (именно такой баннер в последние годы напоминает смолянам и гостям города, кто тут главный!) мрачным культурным памятником является католический костел. Мрачным, потому что у него нет хозяина-собственника.

Сегодня формально костел находится в собственности культурно-выставочного центра. Даже сверхформально! Потому что ВСЕ (Министерство культуры РФ и сам господин Мединский, губернатор Смоленской области Алексей Островский, чиновники департамента культуры, руководство КВЦ), понимают, что силами и средствами города и области реставрировать и возродить католический костел невозможно. Понимает это и ОН – тот, кто главный.

Однако в последние годы всё, что говорится и делается (хотя делаются и пишутся только решения), напоминает плохую и затянувшуюся пьесу. Но драматург – автор пьесы, режиссер, якобы, неизвестен. А в роли актеров, пожалуйте: министр культуры Мединский, губернатор Островский. Они в главных ролях. На вторых ролях Виталий Бухтеев, начальник межрегионального территориального управления «Росимущества» в Калужской, Смоленской, Брянской областях, чиновники департаментов культуры, руководство КВЦ и др…

…Еще в 2010 году тогдашний губернатор Смоленской области Сергей Антуфьев на серьезном совещании по подготовке к празднованию 1150-летию Смоленска заявлял, что здание вскоре может быть возвращено верующим. «… У представителей туриндустрии скоро появится возможность показывать гостям еще один прекрасный объект…После того, как мы завершим строительство нового здания государственного архива, мы сможем обсудить вопрос о восстановлении или реконструкции здания католического костела… Это удивительно красивое здание, и прекрасно, если его удастся вернуть к жизни. С польской стороны на этот счет поступает достаточно много предложений – они готовы приступить к работам хоть завтра».

Но «завтра» не наступило ни завтра, ни послезавтра, ни после послезавтра… Ни сегодня…

Впрочем, проблема смоленского католического костёла – тема отдельная и особая.

Подпишитесь