Рус
Eng
Разуму вопреки: почему РПЦ так упорно сопротивляется карантину?
Аналитика

Разуму вопреки: почему РПЦ так упорно сопротивляется карантину?

27 марта 2020, 15:33
Скорее всего дело лежит отнюдь не в религиозной, а в финансовой плоскости

Как известно, РПЦ продолжает сопротивляться коронавирусу по-своему. Мало того, что попы гонят свою паству на разного рода «антивирусные» крестные ходы, являющие собой образчик языческого мировосприятия, никоим образом не имеющий отношения к христианству, так они еще и противятся закрытию храмов на время эпидемии.

Интересно, что мэр Москвы Сергей Собянин в своем обращении к москвичам, в котором перечислены различные ограничения, которые вводятся в Москве, про храмы упомянул крайне обтекаемо:

«Понимая чувства верующих москвичей, тем не менее очень рекомендую и прошу в эти дни воздержаться от посещения религиозных объектов...»

То есть не приказал, а посоветовал ввести ограничения, тем самым оставив груз принятия решения и ответственность за РПЦ.

Зато в Петербурге, где губернатор Беглов запретил в период с 28 марта по 5 апреля работу ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных, а равно церквей, мечетей,, парков и скверов, разразился сканадал.

В ответ на запреты Беглова викарий Санкт-Петербургской епархии, наместник Александро-Невской Лавры епископ Кронштадтский Назарий в интервью «Царьграду» объявил, что Александро-Невская лавра не будет закрыта, если только это не будет сделано силой с помощью правоохранительных органов: «Мы не позволим "внешним" закрыть храмы нашими собственными руками. Если это сделают силовые структуры, то все последствия будут на их совести...»

А позже Правовое управление Московской Патриархии обвинило власти Петербурга в нарушении Конституции, заявив, что постановление правительства города противоречит статье 28 Конституции РФ. «Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено в целях защиты здоровья граждан только Федеральным законом. Иные акты органов власти (включая акты органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органов) не могут ограничивать свободу совести и свободу вероисповедания, включая право граждан посещать религиозные объекты в целях участия в богослужениях.».

Любопытно, что Патриархия отреагировала ссылками не на Библию, а на Конституцию и федеральные законы: не имеете, мол, права.

Журналист Дмитрий Колезев, правда, полагает, что «в конечном счете после рекомендации из Кремля РПЦ все-таки согласится с подобными мерами — довольно очевидно, что их пора принимать по всей России. А если не согласится, нас ждет совершенно удивительный конфликт. Впрочем, время такое, что удивляться чему-либо уже сложно...»

Эксперты канала «Бойлерная» обратили внимание на то, что в пока еще действующей Конституции есть разные статьи. «Например:

Статья 44 - 1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. 2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Значит ли это, что театры и музеи тоже должны сейчас восстать против властей и распахнуть двери для каждого?»

Канал «Религия сегодня» пишет о том, что власти страны работают с РПЦ по теме запрета служб на уровне регионов, но РПЦ пока что сопротивляется:

«Как мы и писали ранее, кейс Югры оказался первой ласточкой продавливания запрета богослужений и в других субъектах. Вопрос с федеральной повестки перешёл в региональную. Продавить трёх епископов легче, чем Синод в Москве.

Митрополиты, оказавшиеся меж двух огней, обращаются к высшей церковной власти за разъяснениями. А эта власть даёт ответы в лице Управделами митрополита Дионисия, который в нынешней ситуации все больше похож на заместителя Патриарха в самом прямом смысле слова.

Коротко: МП согласна на «ограничение доступа в храмы для присутствия за богослужениями» только тогда, когда это коснётся кафе и магазинов.

И готова поддерживать из центра тех региональных митрополитов, которые окажутся не в силах удержать эту позицию в переговорах с губернаторами...»

А вот дьякон Андрей Кураев делает очень интересное предположение, помогающее понять упорство РПЦ в этом вопросе. Дело в том, что закрытие храмов на время эпидемии создаст для РПЦ массу проблем.

«Первая из них — финансовая. Церковь, вопреки общественному мнению, финансируется «снизу»: приходы перечисляют определенный налог в епархии, а епархии — в Патриархию. Большую часть доходов храмы получают наличными и этот поток вообще никто не контролирует.

Великий пост и Пасха — традиционно доходное время. Закрытые храмы не только лишат патриарха доходов, но и столкнутся с проблемами на своем уровне, от зарплат духовенства до оплаты коммунальных услуг.

Отсутствие приходской выручки коснется всех сфер церковной деятельности, особенно благотворительной, о которой так любят говорить чиновники Патриархии. Как правило, благотворительные инициативы тоже финансируются приходами.

Возможное закрытия храмов хотя бы на месяц — не просто мощный удар по финансовой структуре РПЦ, а ее решительное уничтожение.

Самоизолировавшийся патриарх Кирилл по телефону эмоционально диктовал матушке Ксении (Чернеге) текст, запрещающий питерскому губернатору Беглову запрещать ходить в храмы.

Следующим шагом по идее должен быть циркулярный запрет коронавирусу заражать православных верующих. Но тут патриарху понадобится что-то большее, чем Чернега..» - мрачно, но остроумно завершает Кураев.

Заметим, кстати, что по сообщениям СМИ еще пару недель дней назад Кирилл Гундяев отменил встречу с детьми, явно опасаясь заражения коронавирусом. Если это действительно так, то о каком христианстве может идти речь?

Очень эмоционально по этому поводу высказался канал «Боярыня Морозова», практически обвинившая РПЦ в антихристианстве:

« Тема страха мне кажется глубоко исчерпанной. Хватит уже повторять - «не бойтесь», хватит разделять людей на «смелых» и на тех, кто боится.

Неужели не видно, что страны, которые закрылись на карантин, сделали это не из страха, а из сострадания к так называемым группам риска - пожилым людям с хроническими заболеваниями.

Эпидемия угрожает по настоящему одному-двум процентам населения... но как раз ради них остальные идут на беспрецедентные жертвы и самоограничения.

В каком-то смысле это и есть Христианство - Христос оставил девяносто девять овец, и пошёл спасать одну, заблудшую. Это есть настоящая любовь.

Это есть Христианство - а не обсуждение того, передаётся или нет вирус через лжицу во время Причастия.

Все эти бородатые кликуши призывающие «не поддаваться страху и идти в храмы» просто подонки, которыми движет не столько благочестие, сколько страх потерять доходы в период Великого Поста. Это они “боятся” - того, что люди перестанут целовать им руки, покупать свечи, слушать их бред о том, что вино является антисептиком, ладан - бактерицидным, а колокольный звон уничтожает заразу...»

Зато истинно христианский подох к проблеме продемонстрировал в своем блоге священник Яков Кротов:

«Сейчас теория пяти рукопожатий - что каждого человека от любого другого обитателя планеты отделяет не более пяти знакомых, по цепочке - приобретает довольно мрачный оттенок. И вот у меня пока знакомых, заболевших 19, нет. Слава Богу. И мне очень нравится, как зарубежные агентства дают интервью с больными, с врачами, дают очерки об умерших. Но когда я слышу, что морги в Туле забиты трупами, я не верю, потому что это "со слов". А если бы умерших было много, уже бы давно были знакомые, которые знают случаи смерти от 19. Это не означает, что всё хорошо. Просто нас накроет позже, как позже и началось (и в Южном Полушарии начинается позже, вот сейчас). Когда накроет, это мы узнаем уже не из ФБ. И тогда давайте не кричать, не ужасаться, не говорить "кто бы мог подумать". Подумать надо сейчас - умеренно, чтобы не скиснуть. Написать завещание, если человек одинок. Сказать ближним, где заначка, чтобы не выкинули ненароком. Вспомните историю Новодворской, которая умерла неожиданно, без завещания, и вышло это так для ее матери, как она решительно бы не хотела. Вообще завещания писать - отличное духовное упражнение.

А вот то, что духовенство некоторое - например, римо-католический еп. Паоло Пецци в Москве - до сих пор не закрыло храмы, это очень плохо. Это и бескультурно, и показывает высокий уровень политизированности, боязнь обвинений со стороны власти в "нагнетании паники"

На фото: синагога Цукермана на Бронной, дня 4 назад....»

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter