Posted 27 февраля 2020,, 14:59
Published 27 февраля 2020,, 14:59
Modified 7 марта, 15:03
Updated 7 марта, 15:03
В основу исследования легли данные количественного опроса (3 765 человек), эксклюзивно предоставленные компанией Mail.ru, анализ отзывов о фильме в Интернете (более 45 500 пользовательских сообщений в социальных сетях и на сайтах отзывов), а также серия экспертных интервью.
Задачей исследования стал не анализ фильма как художественного или исторического полотна, а резонансная общественная реакция на него. Изучение мнений о кинокартине позволяет определить, каким образом процесс политизации распространяется на неполитические по своей сущности культурные феномены и как исторические сюжеты переходят в область актуальной повестки.
Уже в первых вышедших на фильм рецензиях звучала его оценка как пропагандистского проекта. Поиск преднамеренности, встроенности в план — черта, которая явно прослеживалась в первые несколько недель проката фильма. Стоит отметить, что этот феномен в целом свойственен современной дискуссии. Стороны не признают искренности намерений друг друга, описывая противоположные взгляды как «заказные», — это относится и к сторонникам протестов, и к тем, кого в публицистике называют «государственниками». К тому же фильм, как и любые другие произведения, сложно отделить от контекста: кто его снимает и рекламирует — тоже становится в некотором смысле частью кинокартины.
Дискуссия проявила характерные для периодов политизации особенности:
В спорах о достоверности изображаемых событий одним зрителям не хватило в фильме мотивации декабристов и демонстрации жестокости властей, другим —– демонстрации слабостей и грехов декабристов. Разрушение мифа о декабристах оказалось болезненным для тех, кто не был готов к переоценке сложившегося героического образа и привычных шаблонов, подрыв которых расценивается как провокация. По этой причине фильм часто противопоставляется более романтизированной картине «Звезда пленительного счастья», снятой в период жесткого идеологического контроля.
Значительная часть критики сводилась к тому, что фильм «подыгрывает» власти и показывает оппозицию в невыгодном свете. Однако данные опроса интернет-аудитории Mail.ru показывают, что фильм открыт для разных интерпретаций:
Таким образом, исследование показало, что аудитория не готова к восприятию художественных произведений с неоднозначной трактовкой событий, что привело к критике «Союза Спасения» сразу с двух сторон — обоими идейными лагерями. К тому же, предвзятость к отечественному кинопродукту и отношение зрителей к массированной промокампании на федеральном телеканале сформировала заведомо низкие ожидания. При этом полученные данные говорят о преимущественно положительном отношении зрителей: по данным Mail.ru, среди посмотревших фильм 85% порекомендовали бы его своим знакомым.