Posted 27 января 2020, 12:44
Published 27 января 2020, 12:44
Modified 7 марта, 15:27
Updated 7 марта, 15:27
Павел Фельгенгауэр, журналист, военный обозреватель, в разговоре с “НИ” отметил, что Китай (находясь с РФ в равных условиях) в области ОПК по всем пунктам стремительно сокращает разрыв, а во многом уже обошел Россию:
“Во-первых, к тому, что публикует SIPRI нужно относиться с очень большой осторожностью, потому что все это имеет опосредованное отношение к реальности. Если внимательно читать их доклады, там всегда есть (они же научные исследователи) сноска, что те цифры, которые они приводят — это условные доллары, не имеющие к реальным сделкам по торговле вооружениями и производству прямого отношения. Это есть в сноске, они объясняют почему — потому что они начали все эти анализы печатать во времена Холодной войны, когда по советским, да и китайским соответствующим делам не было вообще никакой открытой информации. Поэтому они сами высчитывают, исходя из использования американских и европейских данных о стоимости. По количеству, по штукам SIPRI доверять можно, но их доллары — это не доллары, а условные единицы. Как поясняют в организации, для того, чтобы делать исторические анализы, сравнивать и строить графики, уходя далеко во времена 60-70-80-х, они не могут менять методику подсчета, поэтому они ее не меняют.
Так что то, что SIPRI пишет о торговле вооружениями, строится на предположении, что танк стоит одинаково — везде и любой. К реальным цифрам все это не имеет отношения, и кто какое место занимает, оттуда не следует.
Даже когда есть данные о сделках — о примерной стоимости, о том, что идет через кредит, что потом списывается или вообще поставляется бесплатно, им это все неважно, они используют свои условные доллары. Эти суммы, которые там обозначаются, надо тоже со сноской давать, что они носят относительный характер, что это условные единицы и к реальным деньгам прямого отношения не имеют.
Во-вторых. То, что Китай по реальной стоимости продает сейчас за границу больше вооружений и техники — я в этом, честно говоря, сомневаюсь. Китайские товары, как известно, обычно дешевле.
А вот то, что они резко наращивают мощности своего ОПК — это правда. Особенно в некоторых областях Китай далеко обошел Россию, задвинув ее на крайне невысокое место. В особенности, скажем, по военно-морским вооружениям, где они производят сейчас раз в пять-десять больше, чем Россия. Китай обогнал американский флот по числу вымпелов: десять фрегатов-эсминцев вводятся в состав флота каждый год, а в России эсминцев вообще не строили, начиная с 90-х годов, а фрегатов делают один или два. По общему тоннажу Китай, конечно, уступает США, и по подводной части они и нам уступают. А по надводной — превосходят значительно, КНР набрала серьезную скорость, у них для этого было выстроена мощная база гражданского судостроения, т.е. индустриальная база есть, а теперь перешли на массовое производство, причем очень современных кораблей. Да, они производят очень массово, в том числе и по качеству продукции они очень близки к России, отстают, конечно, от американцев.
Китай ещё с 89-го года находится под санкциями, поэтому у них если и есть кооперация, то с Россией и Израилем, все остальные страны — и Европейский союз, и Америка после Тянь-ань-Мэнь (89-й год) наложили санкции. Китай создал собственную компонентную базу, собственную военную индустрию, которая сейчас во многом самостоятельна, хотя, конечно, они покупают в том числе и у России. С помощью Израиля, например, они создали систему по производству неплохих уже беспилотников (у нас это никак не получается сделать).
Так что да — в военно-техническом плане Китай Россию догнал и по многим позициям обошел.
Хотя у России есть и преимущества: наши ядерные подводные лодки лучше пока, баллистические ракеты получше. Но китайцы и здесь стремительно сокращают разрыв, будучи не только страной массового промышленного производства, но и страной, которая сильна в электронике. Скажем, они запускают спутники со своими компонентами — они под санкциями очень давно (такими же, как те, под которыми сейчас находится Россия). В итоге у них своя индустрия космических компонентов, а у нас с этим беда. До Крыма закупали на западе, теперь многие проекты откладываются и откладываются”.