Posted 26 декабря 2020, 11:21
Published 26 декабря 2020, 11:21
Modified 7 марта, 14:04
Updated 7 марта, 14:04
Как известно, в пятницу Госдума приняла в первом чтении законопроект о запрете пользователям соцсетей заниматься политической агитацией. Высказывать свои политические предпочтения во время выборов разрешат только тем, кто заключит договор с кандидатом или партией.
Законопроект внесен группой депутатов во главе с единороссами Ольгой Севастьяновой, Александром Хинштейном и Сергеем Боярским и принят думой в первом чтении. Он предполагает изменения в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан».
Нововведение предлагает разрешить ЦИКу обращаться в Роскомнадзор в случае распространения незаконной агитации в интернете, а Роскомнадзору — блокировать такие материалы. Речь касается федеральных выборов, но можно предположить, что после принятия закона будут доработаны и законы региональные.
Это долгожданный закон, — заявил с парламентской трибуны один из инициаторов, депутат-единорос Сергей Боярский.
Законопроект заранее делает нарушителями огромное количество пользователей соцсетей, — считает депутат Олег Нилов от «Справедливой России».
Депутаты предлагают подключить Роскомнадзор к контролю за предвыборной агитацией. Нарушителей ждут штрафы до 20 тысяч рублей для граждан и до 500 тысяч для должностных лиц. Причем, тексты не содержат упоминания пользователей соцсетей и никак не регламентируют, кого можно наказать. Одновременно кратно увеличиваются штрафы за незаконное изготовление и распространение агитационных материалов.
Разумеется, это событие вызвало множество комментариев в социальных сетях. Так, журналист Дмитрий Колезев пишет в своем канале:
«Еще одна важная законодательная инициатива, затерявшаяся среди вала последних дней, — изменение предвыборного законодательства, которое фактически запрещает любую «незаконную» агитацию в интернете, в том числе, возможно, и простым пользователям.
Обсуждая законопроект, депутаты от оппозиционных фракций предостерегали, что «незаконной агитацией» избиркомы могут посчитать любые публикации пользователей, вплоть до селфи с митинга какой-нибудь партии или личного призыв голосовать/не голосовать за ту или иную партию или кандидата...»
С ним солидарен и политолог Илья Гращенков:
«Госдума готовит запрет на политический SMM (маркетинг в социальных сетях, - прим.ред) Нижняя палата приняла в первом чтении законопроект о запрете пользователям соцсетей заниматься политической агитацией. Высказывать свои политические предпочтения во время выборов разрешат только тем, кто заключит договор с кандидатом или партией. Пока что закон сырой, он не поясняет, кто такие пользователи соцсетей, что есть агитация и коснется ли все этой мессенджеров, прежде всего – телеграмм-каналов.
С другой стороны, очевидно, что активных пользователей соцсетей вытесняют из политики, кроме того, параллельно идёт наступление на YouTube и FB, как платформы контролируемые со стороны запада. SMM от провластных сил: «ЕР», «Новые Люди», ЛДПР и проч., тоже может пострадать, так как заключать договор с партией придется официально, на средства из избирательного фонда, а значит большая часть материалов будет размещаться в белую, с пометкой «реклама» и соответствующим ранжированием соцсетью, что повлечет за собой перенастройку инструментов и снижение эффективности. В общем, снова здравствуй старый добрый АПМ: газетка, плакатик, календарик…»
А вот эксперты канала «Методичка» сомневаются в эффективности этого законопроекта:
«Можно сказать, это признание ЕР в провале проектов по агитации в соцсетях и признание, что КПРФ, ЛДПР и другие партии преуспели в этом намного лучше. Агитация в соцсетях, в YouTube становится для парламентской оппозиции основной.
Допустим, агитация без согласования будет запрещена, и Роскомнадзор потребует соцсети заблокировать посты и комментарии. Допустим, отечественные соцсети заставят сделать премодерацию всех постов с упоминаниями партий. Кандидаты смогут свободно писать только на своих страницах, дальше их страниц агитация не пойдёт (политическая реклама, например, в ВК запрещена). Станет ли от этого лучше партии власти?
Агитация и народная, и политтехнологическая уйдёт в чаты и мессенджеры. Оттуда её ЦИК не удалит. Поскольку агитация будет скрыта от открытого интернета, ответить на неё оперативно не получится. Например, в Чечне по понятным причинам критически писать о политике в соцсетях не принято, пишут в чатах - узнаем мы об этом, только если Кадыров решает кого-то прилюдно наказать. О чём чеченцы пишут в чатах, неизвестно.
Агитация в чатах - это новый уровень доверия. Одно дело, когда агитация появляется на странице малоизвестного активиста - её видит 50 человек, которые быстро проматывают посты. Другое дело, если эти 50 человек получат ту же агитацию от знакомых - они её внимательнее прочитают. С видеороликами такой проблемы тоже нет. Ролики спокойно пересылают через WhatsApp в обход YouTube.
Есть большое количество пожилых и сельских жителей, которые пользуются ежедневно только мессенджерами. Пока ЕР будет думать, что эти жители смотрят только правильную агитацию по ТВ, они получат агитацию за КПРФ через чаты, и поверят ей больше. После чего люди локально могут объединиться в своё "умное голосование". Толкает к такому развитию событий сама ЕР.»