Posted 26 декабря 2019,, 13:05

Published 26 декабря 2019,, 13:05

Modified 7 марта, 15:19

Updated 7 марта, 15:19

Предсказатель Остап Кармоди: «2020-е годы станут десятилетием популизма...»

Предсказатель Остап Кармоди: «2020-е годы станут десятилетием популизма...»

26 декабря 2019, 13:05
Известный аналитик перечисляет свои сбывшиеся и несбывшиеся предсказания на минувшее десятилетие и прогноз на следующие годы.

«Хочу вспомнить свои старые предсказания на 2010-е годы и посмотреть, какие из них сбылись, а какие нет, а также записать свой прогноз на 2020-е, чтобы через 10 лет его можно было проверить...» - пишет в своем блоге известный журналист и аналитик Остап Кармоди.

Не сбылось

В самом начале десятилетия я предсказывал, что Китай ждет суровый экономический кризис. Китайская экономика во второй половине 2010-х действительно существенно замедлилась, но никакого сурового кризиса не случилось. Но я по-прежнему считаю, что он будет.

В марте 2014 я писал, что если Россия оккупирует Крым, логика событий в конечном итоге (не сразу) может привести к вооруженному конфликту со странами НАТО и большой войне. К счастью, этого не произошло. Российские военные (или ЧВК) действительно два раза вступали в столкновение с натовскими — в первый раз когда Турция сбила российский истребитель, а во второй — когда американцы перебили две сотни «вагнеровцев», но войны удалось избежать.

Осенью 2014, после принятия закона о переносе данных и запрета на выезд силовикам, я говорил, что в ближайшие 2–3 года Путин фактически закроет свободный выезд из России. К счастью, этого пока не случилось, и теперь я думаю, что уже не случится.

В 2016 я писал, что в Голландии на следующих выборах правые популисты получат достаточно мест, чтобы заставить правительство объявить референдум по Некзиту. Этого не случилось.

В начале 2017 я считал, что у Терезы Мэй более выгодная позиция на переговорах по Брекзиту, чем у лидеров ЕС, и она сможет заключить с Евросоюзом договор на своих условиях. Но Мэй не оправдала моих ожиданий и просрала все полимеры.

В январе 2018 я был уверен, что Земана не выберут на второй срок. Его выбрали.

С 2017 я каждый год предсказываю новый глобальный экономический кризис — самое позднее в следующем году. Но он всё никак не наступает. Но я не сдаюсь, и теперь считаю, что он таки случится в 2020.

Сбылось

В 2007, когда цена на нефть подбиралась к $100 долларов за баррель и росла буквально не по дням, а по часам, и большинство аналитиков говорило, что она вот-вот достигнут $200 и нефть теперь уже никогда не будет дешёвой, я заключил пари о том, что в конце 2010-х нефть будет стоить как минимум не дороже, а то и дешевле, чем в конце 2000-х. Пари я выиграл: цены рухнули уже в следующем году и с тех пор даже близко не подобрались к докризисному уровню.

В 2008, когда Россия напала на Грузию, я предсказывал, что на этом Путин не остановится, и где-то в 2012 Россия скорее всего затеет войну с Украиной из-за Крыма. Так и случилось, правда, на 2 года позже.

В 2011, после «вискарика» и ухода на Болотную, когда многие всё ещё выражали большой оптимизм по поводу московских протестов и обсуждали, как в АП все уже готовятся бежать в Шереметьево, я говорил, что, скорее всего протесты закончатся ничем. Так, к сожалению, и вышло. То же повторяется фактически после каждых мало-мальски массовых протестов в РФ — оппозиция сразу начинают говорить о том, что это чуть ли не начало революции и режим обречён, я — что будет не революция, а новый этап закручивания гаек. Пока что я каждый раз оказываюсь прав, хотя лучше бы я ошибался.

Весной 2014, после аннексии Крыма, когда очень многие писали, что Запад проглотит и это, как проглотил Грузию, и Путин снова всех переиграл, я говорил, что на этот раз трюк не пройдёт: Россию выкинут из Большой восьмёрки, наложат на неё санкции и она окажется в международной изоляции. Так и произошло.

Тогда же я говорил, что Крымом дело не ограничится, Россия полезет в Донбасс и в Одессу. Так, опять же, и вышло. Донбасс Россия частично захватила, в Одессе её удалось остановить.

В начале 2016 я был одним из очень немногих, кто был уверен, что Трамп станет следующим президентом США. И он им стал. Я даже выиграл на этом ящик крафтового пива.

Тогда же я был одним из очень немногих, кто говорил, что британцы вполне могут проголосовать за выход из ЕС. И они это сделали.

Сразу после Брекзита, когда Джонсона бортанули на выборах главы британских Тори и все похоронили его как политика, я писал, что через 4 года Боря вернётся в качестве спасителя Англии на белом коне. Так и произошло, и даже чуть раньше — через 3,5 года.

В конце 2016, когда стало окончательно ясно, что реформы в Украине буксуют и Порошенко сделал ставку на националистов, я писал, что если так пойдёт дальше, в Украине появится «собственный Трамп» — президент-популист, который сметет Порошенко и остальную политическую элиту страны. Так и вышло.

Через год после Брекзита, когда стало понятно, что переговоры буксуют, и многие поверили, что Британия всё-таки не выйдет из ЕС и будет второй референдум, я говорил, что никакого второго референдума точно не будет и Брекзит в конце концов всё равно состоится. Даже тогда, когда Джонсон остался без большинства, и его раз за разом прокатывали в парламенте, я говорил, что он победит и Британия выйдет из ЕС не позже марта 2020. Технически пока рано говорить, что я оказался прав, нужно подождать до конца января. Но фактически шансы на то, что Брекзит вдруг отменят и объявят новое голосование, совершенно ничтожные.

Прогноз на двадцатые

Я по-прежнему считаю, что большой экономический кризис не за горами, как вообще глобальный, так и в частности китайский. Не знаю, какой из них случится первым и спровоцирует второй, но в любом случае ждать осталось недолго.

Я думаю, что Китай в том числе из-за этого будет в наступающем десятилетии проводить всё более агрессивную внешнюю политику и, возможно, влезет в какой-нибудь вооруженный конфликт.

Я также допускаю, что к концу десятилетия в Китае может начаться новая гражданская война. Вероятность не очень большая, но, думаю, она есть.

Я думаю, что мы увидим всё более жесткую цензуру интернета не только в странах третьего мира, но и на Западе. Традиционный истеблишмент видит, как он теряет позиции, и хорошо понимает, что виноват в этом именно интернет. Поэтому он изо всех сил будет пытаться интернет контролировать.

Я думаю, что эффективность этих попыток будет очень низкой.

Я думаю, что Трамп скорее всего выиграет выборы 2020 года и останется президентом на второй срок. Даже несмотря на кризис.

Я думаю, что экономика Британии после Брекзита будет в лучшем состоянии, чем экономики большинства стран ЕС.

Я думаю, что Борис Джонсон выиграет и следующие выборы и будет одним из самых популярных премьер-министров за всю историю Великобритании.

Я думаю, что Зеленский сохранит популярность, консолидирует власть ещё больше, чем в своё время Кучма, и останется на второй срок. Я думаю, что по меркам 2020-х годов он будет хорошим президентом.

Я допускаю, что в 2020-е карты могут лечь так, что Россия будет свободной. Но, даже если это и произойдёт, она будет свободной плохо и недолго, в лучшем случае лет 5–7. Но скорее всего не случится и этого, и нынешняя клика сохранит власть до конца десятилетия, хотя сам Путин, возможно, в какой-то момент оставит официальный пост и уйдёт за кулисы.

Я думаю, что популярность правых популистов продолжит расти и они войдут в правительство в нескольких европейских странах. В частности, АдГ скорее всего войдет в коалицию с ХДС в одной-двух федеральных землях Германии. Не исключено даже, что до конца десятилетия в Германии ХДС придется формировать правительство меньшинства при поддержке АдГ. Чуть ли не единственной европейской страной, где правые популисты в 2020-х не смогут добиться заметного успеха у публики, станет Великобритания.

Я думаю, что 2020-е станут временем расцвета центро-популистов. Сегодня все говорят о лево- и право-популистах, но в следующем десятилетии их ноу-хау всё чаще станут перенимать и совершенствовать центристы. Это уже началось. Предтечей центро-популистов стал Макрон во Франции, но это была экспериментальная и не очень удачная модель. Первым настоящим центро-популистом, добившимся власти, стал Владимир Зеленский, вторым — Борис Джонсон. Следующим после Трампа президентом США тоже, скорее всего, станет какой-нибудь центро-популист. Я скоро напишу об этом отдельно, подробнее.

Я думаю, что парламентские выборы в Британии стали поворотной точкой в истории “политики идентичности”. Они отчётливо показали, что попытки изображать своих оппонентов гомофобами, сексистами и расистами приводят к электоральному разгрому. Думаю, сила, которая толкала эту политику вперёд, на этом закончилась. Самые активные борцы за социальую справедливость конечно никуда не денутся, но у обычных карьерных политиков исчезнет мотивация воровать у них лозунги, а без этого активисты опять превратятся в маргинальную группу. “Политика идентичности” ещё пару лет будет по инерции нарастать, но не позже 2021–2022 года достигнет зенита и быстро пойдёт на спад. К концу десятилетия мы будем вспоминать о ней со стыдом и недоумением, как о коротком эпизоде массового помешательства.

Я думаю, что к концу десятилетия (хотя, возможно, и уже в следующем) западные левые окончательно перестанут считать себя партией рабочего класса и начнут позиционироваться как партия образованных горожан и студенческой молодежи. Под какими лозунгами это произойдёт, я пока не знаю. Возможно, этому будет способствовать смена партий — социал-демократы и социалисты могут превратиться в партии-карлики, а их место займут Зеленые и кто-нибудь вроде Пиратов.

Я думаю, что рабочий класс и национально-расовые меньшинства будут всё больше смещаться к правым и к концу 2020-х большая их часть будет голосовать за правые партии.

Я думаю, что всё следующее десятилетие Евросоюз будет служить полем боя людей, которые хотят всё большей интеграции (вроде Макрона), и людей, которые хотят отнять полномочия у Брюсселя (вроде Сальвини), и их борьба будет становиться всё более ожесточенной. Первые могут одерживать локальные победы, но чем дальше, тем больше чаша весов будет склоняться в пользу вторых. В 2020-х ситуация, когда одна или несколько стран просто отказываются выполнять директивы ЕС, и ЕС не может ничего с этим сделать (первый и пока что единственный раз это случилось четыре года назад с решением о перераспределении мигрантов), может превратиться в обыденность.

Я допускаю, что к концу 2020-х ЕС перестанет существовать в нынешнем виде. Вероятность этого по-моему небольшая, примерно 20%, но я не удивлюсь, если такое случится.

"