Posted 26 ноября 2020, 13:04
Published 26 ноября 2020, 13:04
Modified 7 марта, 14:35
Updated 7 марта, 14:35
Вчера Сенат Франции призвал правительство страны признать Нагорный Карабах. Против выступил один сенатор. За - 305. Французские сенаторы осудили агрессию Баку и Анкары, с использованием наемников против Армении.
Между тем, Владимир Путин не так давно объявил Нагорный Карабах частью Азербайджана. А Ильхам Алиев, в свою очередь, уже успел назвать резолюцию французских сенаторов «листком бумаги».
Эта весть вызвала с одной стороны воодушевление в среде армянских блогеров и сочувствующих Армении российских. С другой же стороны, не следует пока преувеличивать важность этого документа. Многие эксперты советуют поумерить радость и взглянуть на вещи трезво.
Так историк Камиль Галеев пишет в своем блоге:
«Конечно самый забавный аспект карабахского конфликта - это позиция Франции. С одной стороны мы, Франция - это секулярное государство, твердо придерживающееся принципов лаицизма (движение во Франции за секуляризацию общественной жизни страны, прим.ред) С другой, наш святой долг - поддержать далёкий христианский народ против мусульманских варваров.
Вспоминается анекдот про мальчика, которого родители назвали Изяславом и он умело этим пользовался, представляясь где надо Изей, а где надо - Славой...»
Политический аналитик Сергей Маркедонов так комментирует эту новость:
«Что же собственно произошло? Сенат Франции действительно принял резолюцию по Карабаху. Этот вопрос актуализировался в октябре 2020 года после военной эскалации в Закавказье. Тогда Валери Буайе, французский сенатор (представляет департамент Буш-дю-Рон) заявила о необходимости признания независимости Арцаха (там в Армении называют Карабах). В твиттере она следующим образом обозначила свою цель: «Противостоять продвижению Азербайджана в Нагорном Карабахе означает также противостоять распространению турецкого ислама по Европе».
Впоследствии эта инициатива обрела форму документа, который подписали лидеры пяти крупнейших политических фракций верхней палаты французского парламента. По словам одного из подписантов Эрве Марселя, принятие карабахской резолюции поддержали все основные силы в Сенате. Итог налицо. 305 голосов «за» при одном «против».
Но есть принципиальный нюанс! Документ, поддержанный сенаторами, носит рекомендательный, а не юридически обязывающий характер. Верхняя палата парламента Франции ходатайствует перед правительством поддержать непризнанную НКР, чтобы использовать это в ходе дальнейших переговоров. Но далеко не факт, что кабинет министров пойдет на этот шаг.
Франция – один из трех сопредседателей Минской группы. И одностороннее признание статуса Карабаха означало бы радикальное изменение роли Парижа, ее превращение из медиатора в патрона армянской стороны. Добавим к этому еще тот факт, что такой патронаж не обеспечен реальными военно-политическими ресурсами. И, естественно, он создал бы жесткую оппозицию таким действиям со стороны Анкары и Баку, которые бы использовали такой шанс для проталкивания вопроса о пересмотре имеющегося формата сопредседателей. И потому реакция МИД и исполнительной власти Франции на сенатский проект была более, чем сдержанной.
К чему же тогда эта парламентская буря? Начнем с того, что не за горами президентские выборы. И темы противостояния воинствующему джихадизму, вопросы контроля над миграционными процессами, а также «имперские» поползновения Турции будут в фокусе будущей предвыборной повестки дня. Развернется нешуточная конкуренция за освоение всего комплекса секьюритизации. И в этом контекст хорошо вписывается и Карабах, и продвижение темы заботы о малых странах. Те сюжеты, которые французская аудитория может позитивно воспринять. Поэтому «карабахское лыко» также окажется в строку, какие бы перспективы ни открывались у переговорного процесса и Минской группы ОБСЕ...»
***
А сетевой аналитик «Черная молния» пытается выяснить подоплеку этого события:
«МИДу Франции эта идея не понравилась, и были приведены следующие аргументы против:
1) Одностороннее признание Францией независимости Нагорного Карабаха не было бы полезно никому: ни Армении, ни населению Карабаха, ни Франции, ни другим сопредседателям Минской группы ОБСЕ, ни Европе.
2) Разрешение конфликта в Нагорном Карабахе не происходит от односторонних действий, а зависит от диалога между двумя сторонами.
3) Мировое сообщество, в том числе и Армения, не признали независимость Нагорного Карабаха.
4) Ответственность правительства Франции состоит в том, чтобы задаться вопросом: был бы такой жест полезным и эффективным? Приведет ли это к каким-то последствиям на местности и для населения Нагорного Карабаха?
5) В рамках Минской группы ОБСЕ Париж может участвовать в урегулировании конфликта, если его посредничество будет приниматься и Арменией, и Азербайджаном. Признание независимости Карабаха повлечет потерю всех возможностей влияния на ситуацию и затормозит мирный процесс.
Кратко выражаясь, признание Францией независимости Нагорного Карабаха нежелательно, потому что: не принесет пользы, нужен диалог между сторонами, никто еще не признал, приведет к потере влияния Франции.
Главный аргумент отсутствует
Но почему среди всех этих аргументов я не вижу главного: Франция не может признать независимость Нагорного Карабаха, потому что признает территориальную целостность Азербайджана? При чем тут польза населению, диалог между сторонами и влияние?
Когда Франция присоединяется к американским санкциям против Крыма, разве она это делает ради пользы его населения? Когда Франция поддерживает фашистский режим на Украине, взорвавший линии электропередачи в Крым, перекрывший дамбой Северо-Крымский канал, обстреливающий города Донбасса, - разве она это делает ради пользы населения Крыма, ДНР и ЛНР? Или из пушек по Донецку - это такой диалог между сторонами, который Франция поддерживает, оплачивая украинские снаряды?
Хотелось бы каких-то объяснений
Французские власти постоянно заявляют о поддержке территориальной целостности Украины и Грузии. А почему же они не говорят о поддержке территориальной целостности Азербайджана, вместо этого рассуждая о пользе для населения Карабаха (да еще и почему-то Армении), Европы, каких-то диалогах между сторонами? Если Франция поддерживает территориальную целостность Азербайджана так же, как Украины и Грузии, то диалог может быть только один - о передаче Азербайджану всех территорий Азербайджанской ССР.
А если Франция не поддерживает территориальной целостности Азербайджана (в отличие от Украины и Грузии), то хотелось бы каких-то объяснений. Были три республики в составе СССР - почему для Франции территориальная целостность двух из них - это святое, а третьей - вопрос пользы для населения и диалога?
Вот пусть какой-нибудь представитель французских властей (хоть парламента, хоть правительства) скажет: «Франция поддерживает территориальную целостность Украины и Грузии и не поддерживает территориальную целостность Азербайджана, потому что...»
Ну интересно же. Вот Турция гораздо последовательнее, чем Франция. Эрдоган говорит о Крыме - и поддерживает территориальную целостность Украины. Эрдоган говорит о Нагорном Карабахе - и поддерживает территориальную целостность Азербайджана. Эрдоган говорит о Турецкой Республике Северного Кипра... ладно, речь сейчас не о Турции :-)
В конце концов, Кипр (чьей территориальной целостности не признает Турция), как и Сербия (чьей территориальной целостности не признает Франция) не были республиками СССР. Но Украина, Грузия и Азербайджан были. Что, с точки зрения Франции, не так с территориальной целостностью Азербайджана по сравнению с Украиной и Грузией?
Чем Азербайджан не угодил Франции?
Единственное очевидное отличие Азербайджана от Украины и Грузии - религия титульного населения. На Украине и в Грузии - христианство (как и во Франции, и в Армении), а в Азербайджане - ислам. Но даже зная своеобразное отношение Макрона к мусульманам, ну не может же быть, чтобы Франция решила начать новый крестовый поход с Нагорного Карабаха! Ну не XIII век на дворе!
Говорят, что такое отношение французских властей к Карабаху вызвано большой армянской общиной и враждебностью к Турции. Но при чем тут Азербайджан? :-) Франция ненавидит Турцию - и поэтому не признает территориальную целостность Азербайджана, который никогда не делал французам ничего плохого?
Если Франция так хочет насолить Турции, то логичнее было бы признать независимость Курдистана. Вот бы турки позлились...»