Posted 26 октября 2020,, 11:00

Published 26 октября 2020,, 11:00

Modified 7 марта, 14:31

Updated 7 марта, 14:31

Гиперзвуковая гонка вооружений: прозорливый Китай не уступает оппонентам

Гиперзвуковая гонка вооружений: прозорливый Китай не уступает оппонентам

26 октября 2020, 11:00
Буквально несколько дней назад Китай продемонстрировал очередную новинку в области вооружений — последнюю версию своего стратегического бомбардировщика H-6N в связке с гиперзвуковой ракетой.

Виктор Кузовков

Если сам бомбардировщик, являющийся лицензионной копией старого советского Ту-16, большой интерес представляет только для профильных специалистов, то вот его гиперзвуковая ракета действительно выглядит достойной внимания.

Предположительно (и даже весьма вероятно), речь идет о баллистической ракете воздушного старта, или об аэробаллистической ракете, оснащенной гиперзвуковым планирующим блоком. В СМИ она известна как DF-ZF, и её предполагаемые характеристики впечатляют — дальность 1800-2500 километров, скорость боевого блока на конечном участке 5-6 Махов, ракета может нести достаточно мощную б/ч как конвенционального, так и ядерного типа. Поэтому некоторые специалисты поспешили заявить о полном превосходстве данной ракеты над её российским аналогом, гиперзвуковой аэробаллистической ракетой «Кинжал».

Не будем спешить с выводами и сначала попытаемся разобраться с тем, действительно ли Китай достиг таких высот в области обуздания гиперзвуковой стихии, что смог обогнать Россию? Интересно и то, насколько корректно само такое сравнение, ведь дальность и масса боевой части являются важными, но не единственными параметрами.

Прежде всего, отметим, что Китай давно, даже раньше современной России, начал серьезные исследования в области боевого гиперзвука. Москва же в серьезном объеме вернулась к советским наработкам в этой области только после 2006 года, что позволило Пекину, как минимум, существенно сократить имевшийся разрыв. Более того, некоторые специалисты отмечают, что без упомянутых советских наработок Москва сейчас и вовсе была бы в роли безнадежно отставшего, причем не только от США, но и от Китая.

Примечательно и то, что на данный момент КНР имеет сразу несколько «изделий», в той или иной степени относящихся к гиперзвуку. По подсчетам китайских обозревателей и экспертов, сейчас очень близки к постановке на вооружение такие гиперзвуковые ракеты или боевые блоки, как WU-14, или DF-ZF, «Синкун-2» («Звездное небо-2»), «Дунфэн-17», «Дунфэн-21D» и три малые ракеты — D18-1S, D18-2S, D18-3S. Предположительно, упомянутые «малые ракеты» могут использоваться в качестве боевых частей более сложных и дальнобойных комплексов, так что пусть никого не смущает слово «малые» — их дальность в связке с ракетой средней дальности может исчисляться и тысячами километров.

Отдельного упоминания заслуживает система «Синкун-2», которую уже называют аналогом российского «Циркона». Правда, связано это не столько с ТТХ ракеты, сколько с основной задачей, для которой её разрабатывали. Это, как можно догадаться, уничтожение американских авианосцев и ударных авианосных группировок.

«Синкун-2» может стать основным ударным комплексом китайского ВМФ, так как, по имеющейся информации, разрабатывается для применения из штатной пусковой установки вертикального старта, используемой на китайских надводных кораблях. В перспективе возможно и размещение данной ракеты на китайских подводных лодках. В этом он схож с российским «Цирконом» — сходные задачи диктуют и похожие способы их решения.

Но и отличия между комплексами весьма существенны: скорость, достигнутая китайской ракетой, существенно ниже российского «аналога» и составляет «всего» 5-6 чисел Маха. И это испытательные пуски, повторить результаты которых на серийных экземплярах будет весьма непросто. В ходе испытаний «Синкун-2» пролетел около тысячи километров на высоте 30 000 метров, что четко обозначает его как классический гиперзвуковой комплекс, двигающийся хоть и в разреженных, но все еще достаточно плотных слоях атмосферы за счет гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя. Это однозначно переводит его в другой класс по сравнению с российскими системами «Кинжал» и «Авангард»: он не лучше и не хуже, а просто другой.

Но стоит при этом отметить его не очень высокую скорость. 5-6 Махов на данный момент выглядят внушительной цифрой, но только до тех пор, пока в ходу старые поколения зенитных ракет. При этом следует помнить, что американские ЗРК «Пэтриот» довольно уверенно сбивали иракские баллистические ракеты «Скад» еще во время операции «Буря в пустыне», а летели они на конечном отрезке траектории со скоростью 6 Махов. То есть, вычислительных мощностей ЗРК и скорости ракет уже тогда, тридцать лет назад, вполне хватало для того, чтобы обеспечить встречу последних с боеголовкой «Скада». Сейчас к скорости атакующей ракеты добавилась и возможность маневрирования, поэтому весьма вероятно, что старые ракеты-перехватчики останутся не у дел. Но появление новых систем ПВО и ПРО можно ожидать почти с «железной» вероятностью, тем более что по имеющейся информации, ожидающаяся в скором времени система С-500 будет в состоянии бороться с маневрирующими целями, летящими на упомянутых скоростях или даже чуть быстрее. А если смогли мы, то наверняка смогут и американцы. А может, и уже в состоянии сбивать подобные цели, просто в силу секретности информации об этом пока не очень много…

Серьезным преимуществом России является наличие таких носителей гиперзвуковых систем, как МиГ-31К, Ту-22М3, а в перспективе, видимо, и Ту-160. Дело в том, что за счет большой скорости и высоты полета сверхзвуковых носителей ракета экономит много топлива при запуске, ведь основную работу берет на себя носитель. Это позволяет максимально увеличить радиус действия ракет — «Кинжал» после запуска в оптимальных условиях способен самостоятельно пролететь 1300 километров (2000 вместе с рекомендуемой дальностью носителя, то есть МиГ-31К), тогда как его наземный прототип, ОТРК «Искандер», рассчитан на дальность всего в 500 км. Китайцы же вынуждены использовать не очень современный, дозвуковой бомбардировщик H-6N. С одной стороны, это не дает особых преимуществ при запуске, но с другой, грузоподъемность самолета позволяет не очень стесняться с весовыми характеристиками ударного комплекса, а кроме того, добавляется собственная, весьма немаленькая, дальность полета бомбардировщика в 6000 километров. Правда, реализовать эту дальность в условиях активного противодействия истребительной авиации противника бывает непросто, но это уже отдельная тема…

Остается открытым и вопрос с системами самонаведения. Увы, непрозрачная для радиоволн плазма, окутывающая гиперзвуковую ракету на максимальных скоростях, очень затрудняет использование привычных систем самонаведения для гиперзвуковых противокорабельных ракет. Эта проблема актуальна для всех основных игроков в области гиперзвука, в том числе, и для России. Более того, о сложностях с системами наведения комплексов «Кинжал» и «Циркон» говорят едва ли не с момента появления данных систем, и пока не совсем ясно, каким образом их смогли преодолеть. Однако не будем настаивать — тема очень чувствительная, и если проблема все-таки решена, то пусть этот вопрос и дальше, как плазма, окутывает облако секретности.

Тем не менее, некоторые наблюдатели отмечают, что Китай пока не решил всех проблем с созданием радиолокационных систем самонаведения, в том числе и для вполне обычных боеприпасов. Если это так (а тут можно сомневаться как в официальных данных, так и во мнении сторонних экспертов), то не совсем ясно, за счет чего упомянутая проблема решена в гиперзвуковых системах. Опять-таки неофициально, но настойчиво поговаривают о том, что китайские гиперзвуковые системы могут сбрасывать скорость на самом последнем участке траектории. Если так, то это несколько снижает их потенциальную эффективность. С другой стороны, отвесно пикирующая на авианосец боеголовка даже на скорости 1000-1500 метров в секунду не выглядит легкой мишенью. В любом случае, возможность безболезненно преодолеть внешние рубежи эшелонированной ПВО/ПРО и остаться один на один с зенитными системами атакуемого корабля сама по себе многого стоит.

Так или иначе, аргументы примерно того же уровня достоверности применимы и к российским гиперзвуковым системам. И если мы верим в то, что российским ученым и конструкторам задачу создания систем самонаведения для гиперзвукового оружия удалось решить, то нам придется исходить из того, что решили её и китайцы. А уж как и за счет чего, это уже другой вопрос, на который мы вряд ли получим четкий ответ в ближайшее десятилетие…

Подводя итог нашему небольшому исследованию, нужно констатировать — Китай оказался на удивление прозорлив, бросив на гиперзвук значительные силы еще на рубеже девяностых-нулевых годов. При этом китайские наработки в области гиперзвука достаточно самобытны, что предполагает наличие не только хорошей разведки, но и собственной серьезной научной и инженерной школы.

Мы не должны, наверное, проводить прямых аналогий между комплексами «Кинжал» и DF-ZX, системами «Синкун-2» и «Циркон» просто в силу того, что при некоторой внешней похожести между ними есть и серьезные различия. Соответственно, сказать, кто же кого превзошел, просто невозможно, если мы хотим сохранить хоть какую-то объективность. Просто будем помнить о том, что в гиперзвуковой гонке, помимо России и США, участвует и третий игрок. И он, судя по всему, уже вполне набрал соответствующую, «гиперзвуковую» скорость…

"