Posted 26 августа 2021,, 07:00

Published 26 августа 2021,, 07:00

Modified 7 марта, 13:26

Updated 7 марта, 13:26

Убийственный демпинг? Рынок инкассации может спасти только изменение бизнес-модели

Убийственный демпинг? Рынок инкассации может спасти только изменение бизнес-модели

26 августа 2021, 07:00
Одна из крупнейших в России инкассаторских компаний — НКО «ФИНЧЕР» (Fincher) — прекращает свою деятельность.
Сюжет
Деньги

Наталья Штукарева

«Мы приняли решение закрыть направление инкассации. Закрытие происходит по процедуре «Самоликвидация» Центрального Банка РФ, сроками закрытия компании управляет регулятор, поэтому точную дату назвать невозможно, — подтвердил информацию Михаил Киреев, председатель правления НКО «ФИНЧЕР».

Среди клиентов «ФИНЧЕР», которым в сжатые сроки потребуется найти нового партнёра – крупнейший ритейлер X5 Retail Group, «Детский мир», «Мегафон», «Спортмастер», КАРИ, пиццерии «Додо Пицца», сеть ресторанов «Хлеб Насущный», ювелирный бренд «Пандора», сеть продуктовых магазинов «Магнолия», клиники «МЕДСИ», аптеки «РИГЛА», РЖД и многие другие. О том, почему с рынка инкассации уходит серьёзный игрок и чем это чревато для клиентов, «Новые Известия» расспросили экспертов.

С места в убыток

«”ФИНЧЕР” в последние годы агрессивно наращивал клиентскую базу. Причем, в основном, за счет заниженной цены. И хотя в 2017-2018 годах в отчетности у них была прибыль, было понятно, что это рискованная политика, — говорит Максим Краюшкин, генеральный директор ООО «Биджитекс», член экспертного совета Ассоциации НДО. — На де-факто олигополистическом рынке, когда 90 % его занимают четыре крупных игрока, ценовая война приводит только к выгоде для клиента. Маржинальность бизнеса очень сильно упала и зачастую стала отрицательной. Руководитель одной из крупнейших инкассаторских компаний как-то сказал мне в кулуарах, что при таких ценах на заезд он получает убыток, просто повернув ключ и заведя двигатель».

Михаил Белоусов, генеральный директор инкассаторской компании «Veles security service» также уверен, что именно заниженная цена стала ключевой проблемой рынка инкассации и причиной закрытия «ФИНЧЕР». «Уход «ФИНЧЕР» был ожидаем по причине гибельной ценовой политики руководства, которая продолжалась не один год. Отрасль инкассации в достаточно тяжелом состоянии – сегодня услуги перевозчика стоят в три раза дешевле обычных курьерских услуг», – подчеркивает эксперт.

«В 2004 году цена одного заезда в среднем составляла 350-500 рублей, а сейчас – 500-1000 рублей. За это время цены на бензин выросли в пять-шесть раз. Стоимость инкассации, то есть обработки наличных денег, раза в два меньше, чем стоимость эквайринга, — приводит пример Максим Краюшкин. — В западных странах ситуация обратная. Стоимость заезда в некоторых странах доходит до 70-80 долларов, то есть примерно 5000 рублей».

Михаил Киреев подтверждает, что причины ухода с рынка НКО «ФИНЧЕР» сугубо экономические, однако связывает их скорее с негативным влиянием пандемии. «На фоне роста популярности электронных платежей, особенно в период пандемии, рынок наличных, который и раньше падал примерно на 5% в год, сократился сразу на 20%. Доходы инкассаторов резко упали. У крупных компаний, которые работают на этом рынке, есть другие бизнесы, которые позволяют им датировать инкассацию», — говорит Киреев.

Статистика Центробанка, впрочем, слова спикера не подтверждает. Согласно данным регулятора, в 2020 году в России наблюдался взрывной рост налично-денежного обращения: объем циркулирующих наличных превысил 13 трлн рублей, прирост составил 20% по сравнению с доковидным 2019 годом. По оценке ЦБ, такого прироста НДО российская экономика не переживала, как минимум, с 2010 года.

Дотационный конкурент

По данным «Стратегии развития 2021-2025» НКО «Инкахран» (имеется в распоряжении «Новых Известий»), сегодня 37% рынка инкассации занимает Сбербанк, с небольшим отставанием следует РОСИНКАС – 31%, 18% у «Инкахран», у ФГУП ГЦСС («Спецсвязь») 7% и еще 7% приходится на других игроков рынка – банки и небольшие инкассаторские компании.

Очевидно, что работать по дотационный схеме, не заботясь о прибыли, смогут далеко не все игроки рынка. Так, «Инкахран», согласно его собственным данным, последние два года терпит убытки примерно по 200 млн рублей ежегодно, а РОСИНКАС балансирует на грани рентабельности, о чем свидетельствуют данные СПАРК. Официальных данных по еще одному лидеру рынка – Сбербанку – получить не удалось.

«Также ходят слухи, что инкассаторская компания «Спецсвязь» может уйти с рынка, перейдя под контроль Росгвардии. Что, в целом, логично – «Спецсвязь» дублирует функции других инкассаторских компаний с госучастием», – говорит Михаил Белоусов.

Без цены и качества

Эксперты сходятся во мнении, что уход с рынка одного из крупных игроков неизбежно приведет к повышению стоимости инкассаторских услуг для клиентов. «Сейчас рынок все больше консолидируется. Например, за последнее время собственные инкассаторские подразделения закрыли более 20 банков. В этой ситуации клиентам стоит готовиться к повышению стоимости инкассации. Крупные клиенты, пользующиеся услугами «ФИНЧЕР», скорее всего, имеют контракты с несколькими инкассаторскими компаниями. Сейчас они с большой вероятностью передадут нагрузку другим партнерам, с которыми работают на выгодных условиях. Однако рано или поздно и эти компании столкнутся с увеличением стоимости услуг перевозчиков, когда объявят новые тендеры на инкассацию», – считает Михаил Белоусов.

«Очевидно, что уход «ФИНЧЕР» с рынка уже сейчас может привести к подорожанию услуг инкассации — резкое перераспределение клиентов на столь закрытом рынке не может не отразиться на ценовой политике оставшихся игроков. Компания, разумеется, предоставит клиентам некоторое время на поиск нового партнёра-инкассатора, но условия сотрудничества с большой вероятностью будут менее выгодными, — отмечает Олег Ломкин, юрист, независимый эксперт по антимонопольному праву. —

В дальнейшем, на мой взгляд, ситуация будет только усугубляться: высок риск монополизации рынка инкассации одним крупным игроком. Развитие монопольного сценария будет, как обычно, сопровождаться кратным повышением цен на услуги. Нельзя исключать также снижения качества услуг перевозчиков, которое и сейчас оставляет желать лучшего».

Максим Краюшкин подтверждает, что рынок инкассаторских услуг сегодня не может похвастаться высокими стандартами клиентского сервиса. «Как-то один крупный клиент мне сказал, что "не бывает идеальной инкассации". На рынке до сих пор никто не продает качество. И клиенты смирились с тем, что 100% качества быть не может и единственным критерием осталась цена. И рынок пошел по спирали, направленной вниз», — говорит эксперт.

Цифровизация как лекарство

Чтобы избежать реализации негативных сценариев, бизнес инкассаторских компаний должен стать прибыльным за счёт новых форм взаимодействия и развития партнёрских схем работы, подчёркивают эксперты. «Необходимо привлекать первоклассные управленческие кадры, профессиональные и мотивированные, вкладывать деньги в развитие рынка, в частности — в цифровизацию (в первую очередь, cash management и оптимизацию маршрутов), создавать партнерские схемы — так, чтобы участники рынка могли централизованно планировать маршруты, развивать автоинкассацию», — резюмирует Максим Краюшкин.

"