Posted 26 августа 2019,, 12:50
Published 26 августа 2019,, 12:50
Modified 7 марта, 15:36
Updated 7 марта, 15:36
Об интересных тенденциях в работе российской пропагандистской машины написал в своем блоге украинский аналитик Юрий Христензен:
«Государственные агентства регулярно проводят социсследования, чтобы понимать, какие месседжи пропаганды попали в цель, а какие прошли мимо. Сообщения корректируются, и механизм запускается по новой. Так каждые 7-10 дней. Население уже привыкло к основным маркерам пропаганды и одинаково хорошо реагирует на "фашизм" в Грузии, Молдове или Украине.
С развитием соцсетей, информационные войска начали осваивать Рунет. "Новостные" сайты публикуют фейки, тролли постят комментарии из методичек, бот-сети рассылают жалобы на оппозиционные странички, Роскомнадзор блокирует оппозиционные сайты, а СК сажает за оппозиционные репосты. Эффективность каждые 15 секунд мониторится миллионами ботов "Авeниpа".
У подобных технологий существует предел эффективности. Дело в том, что разные люди по разному реагируют на одни и те же месседжи. Поэтому, для получения эффекта, пропаганду приходится делать тотальной. Например, в мае 2014 года выражение "правый сектор" (запрещен в РФ - ред.) звучало по кремлевским каналам 350 раз в сутки. Но такой напор невозможно поддерживать постоянно.
С развитием big data стартовал новый виток информационных технологий. Теперь можно строить психологические профили пользователей и таргетировать сообщения на каждую конкретную группу. Но для этого уже недостаточно методичек 60-х годов прошлого века. Для этого нужен искусственный интеллект, который способен анализировать большие данные и ежедневно создавать тысячи сообщений.
В этом месяце появилась информация о том, что Сбербанк и Старая площадь планируют запустить тестовый проект с использованием big data и искусственного интеллекта. Цель - улучшить манипулирование экономическим и политическим поведением подведомственного населения. С легкой руки Костя Гаазе, этот механизм получил название "экономика подпихивания".
Гаазе скорее всего имел ввиду кремлевскую интерпретацию бихевиаристической экономики. Там говорится о "подталкивании". От "подпихивания" оно отличается тем, что людей подталкивают к рациональному поведению в их собственных интересах. А целью "подпихивания" является действие в интересах Кремля. По этой же причине новое начинание Старой площади не будет работать...»