Рус
Eng

Как нам сэкономить миллиарды рублей на сортировке мусора

Аналитика
Как нам сэкономить миллиарды рублей на сортировке мусора
Как нам сэкономить миллиарды рублей на сортировке мусора
26 июля 2021, 18:28
Инвесторов, желающих вкладывать свои деньги в сортировку мусора и не рассчитывать на бюджетную помощь, мягко говоря, недостаточно. А профессиональным объединениям перевозчиков, у которых есть жизненная необходимость ускорить реализацию нацпроекта и оснастить страну мусороперерабатывающими комплексами активно мешают.

Андрей Умников, член Экспертного совета по развитию промышленности и инновационных технологий переработки отходов производства и потребления Комитета ГД по экономической политике, генеральный директор Регионально-отраслевого союза операторов по обращению с отходами (РОСЭКОПРО)

Транспортирование является одним из ключевых звеньев в технологической цепочке обращения с отходами, любое нарушение работы которого может привести к мусорному коллапсу. Перевозчики отходов, составляя 95% от участников рынка, являются наименее защищенной категорией, и после введения института региональных операторов, не предусматривающего конкуренции на рынке, многие из них обанкротились или были вынуждены уйти из транспортировки. Но те, кто «выжил», должны получать достойный доход за работу в режиме 24/7, в любую погоду, в условиях вони и с риском подхватить какую-нибудь заразу. По нашему мнению, для этого необходимо создать разветвленную сеть объектов сортировки. Все очень просто: с увеличением объемов сортировки, возрастает и объем так называемых «хвостов» - отходов, не поддающихся сортировке. За счет увеличения объемов «хвостов», увеличивается общий объем перевозок (первое плечо - ТКО на сортировку, второе плечо - «хвосты» на захоронение), а значит и доход перевозчиков, и – самое главное – их возможность реального участия в решении экологических проблем страны.

По ранее принятым решениям, строительство сортировочных комплексов должно было финансироваться за счет фонда расширенной ответственности производителей (РОП), наполняемого экологическим сбором. Это соответствовало экономическим интересам перевозчиков и их желанию оставаться активными участниками мусорной реформы. К сожалению, в последнее время выстроенная схема начала стремительно рушиться. Курирующая «Экологию» вице-премьер Виктория Абрамченко поддержала позицию Минэкономики, Минфина и ФАС и высказалась против создания фонда РОП. Некоторые СМИ, комментируя изменение позиции вице-премьера, пишут о том, что изначально предполагалось побуждать производителей утилизировать собственные продукты и упаковку, а теперь Минприроды предлагает им возможность «откупиться» от проблемы и продолжить загрязнять страну упаковкой. Версия не безосновательная. Но больше всего беспокоит, что сортировка мусора в стране опять будет зависеть от бюджета (напомню, что он пуст), именно из него планируется субсидировать потенциальных «инвесторов». Лично я не согласен с таким решением и полностью поддерживаю заместителя гендиректора РЭО Алексея Макрушина, который заявил, что «получать и тратить бюджетные средства на отраслевые проекты практически невозможно, каждый год надо будет проходить все «круги ада» при согласовании направлений их расходования. Выстроить в этих условиях систему, когда ты можешь обещать инвестору, начинающему проект- «ты строй и утилизируй, а я тебе дам поддержку в таком-то размере», просто невозможно. Вместо системы будем наблюдать ежегодное пожарное распихивание денег в заранее непонятном объеме. Главное, что с утилизацией отходов будет куда хуже».

Наблюдая за такими трудно объяснимыми изменениями ранее принятых государственных решений, приходишь к выводу, что опора должна быть на собственные силы. У перевозчиков нет ни желания, ни возможности 10 лет сидеть сложа руки, слушать про «прорывы» и ждать бюджетных подачек. Значит, надо брать дело в свои руки и сформировать внебюджетный источник финансирования для самостоятельного инвестирования в строительство объектов сортировки и переработки вторичных материальных ресурсов (ВМР). Подтверждением обоснованности решения является и то, что курирующий вице-премьер недавно заявила -«отслеживать самочувствие региональных операторов необходимо на постоянной основе». При всём уважении к Виктории Абрамченко, не понятно, почему государство так трепетно относится к самочувствию 174 монополистов, а на проблемы десятков тысяч «рядовых» участников рынка не обращает внимание? По данным РЭО, регоператоры в прошлом году собрали с населения более 193 млрд. рублей, но при этом РЭО умалчивает, сколько мусоросортировочных комплексов, где конкретно и какой мощности построено за такие бешеные деньги?

Представляя интересы перевозчиков отходов, составляющих большинство наших членов, РОСЭКОПРО еще в прошлом году выходил с инициативой в правительство по формированию внебюджетного источника финансирования, но оно не было рассмотрено и поддержано, т.к.ставка делалась на средства фонда расширенной ответственности производителей, на котором теперь можно поставить крест. В чем заключается наше предложение? Мы формируем внебюджетные средства в объеме 20 млрд. рублей за счет доверительного управления компенсационными фондами профобъединений перевозчиков отходов, т.е. внутренних ресурсов участников рынка. Затем инвестируем их в объекты сортировки и переработки через соглашения о государственно-частном партнерстве с Минприроды, или через прямые инвестиционные соглашения с интересантами, с дальнейшей передачей таких объектов в лизинг региональным операторам. В отличие от концепции РОП, когда производители и импортеры, уплачивая значительный экологический сбор, никаких компенсаций от государства не получают (что не может не привести к росту стоимости товаров и к всплеску недовольства населения), доход от инвестирования внебюджетных средств будет направлен на существенные компенсации и льготы для членов профобъединений перевозчиков, поэтому удорожание услуг по вывозу ТКО, оплачиваемых населением, исключено.

Предложение адаптировано к системе, существующей на рынке обращения с ТКО, поэтому его реализация принесет пользу всем игрокам.

Теперь по инвестированию. В СМИ очень часто мелькают заявления о намерениях по строительству в регионах комплексов сортировки ТКО за какие-то «космические» суммы. К примеру, в Сочи - за 1 млрд. руб., в Хабаровске – за 1,3 млрд. руб., в Перми – за 2 млрд. руб., и таких примеров много. Но если строить по таким ценам, да еще с учетом пресловутого «распила», то никаких денег никогда не хватит.

Мы планируем использовать отечественные комплексы сортировки аналогичных мощностей, которые находятся в совсем в другой ценовой категории -в разы ниже указанных выше цен. К примеру, в Челябинске выпускаются комплексы мощностью 50 тыс. т/год. В России в год образуется порядка 60 млн. тонн ТКО, т.е. для 100% сортировки всего объема образующихся ТКО необходимо 1200 таких комплексов. Стоимость одного – порядка 10 млн. рублей, причем с шеф-монтажом, отладкой оборудования, пусконаладочными работами и обучением персонала. Таким образом, на формирование сети таких комплексов, для сортировки 100% ТКО, образующихся в стране, необходимо затратить 12 млрд. рублей, т.е. не более 60% от объема внебюджетного источника финансирования. Почувствуйте разницу! Мы связывались со всеми ведущими производителями, и все, как один, подтвердили готовность снижения стоимости и сокращения сроков поставки оборудования при наличии долгосрочных контрактов и гарантированного финансирования.

Минприроды и РЭО с предложениями ознакомлены. У нас была встреча с двумя заместителями гендиректора РЭО и его советником. Коллеги все внимательно выслушали, попросили все материалы для изучения и… пропали. Минприроды пошло еще дальше и направило официальный ответ, в котором черным по белому написано- «предложения представляются носящими излишний характер и нуждаются в существенной проработке и экономическом обосновании в части целесообразности их реализации». Значит, правительство обсуждает «донастройку» налоговой системы, которая должна приносить в бюджет дополнительно 400 млрд руб. (мера непопулярная, особенно накануне выборов в Госдуму, но, видимо, крайне необходимая), президент сдвигает реализацию нацпроектов на 2030 год, экологический сбор будет «размазан» по федеральному бюджету- и на этом фоне предложение по 20 млрд. рублей инвестиций Минприроды считает «излишним и нецелесообразным». В начале июля удалось встретиться с коллегами из Департамента государственной политики и регулирования в сфере обращения с отходами производства и потребления и достичь предварительной договоренности о дальнейшей совместной проработке предложения, после чего коллеги забрали все материалы и…тоже пропали. О таком, мягко говоря, странном поведении чиновников сказала на ПЭМФ-21 омбудсмен в сфере малого и среднего предпринимательства Анастасия Татулова - «вы на нас плюете, а мы…». А еще остается загадкой, почему у высокопоставленных чиновников такой узковедомственный подход к предложению, без его необходимой оценки с государственной точки зрения? Президент по итогам XX съезда «Единой России» поставил задачу правительству по выделению из федерального бюджета дополнительных 20 млрд. рублей на реализацию мероприятий по очистке русел рек и акваторий внутренних морей, а мы предлагаем государству те же 20 млрд., но внебюджетных рублей на строительство объектов обработки и утилизации ТКО- вот вам и экономия 20 млрд. бюджетных средств. Или тоже «не целесообразно»?

И последнее. Если государству, в лице Минприроды и РЭО, инвестиции не нужны, то 20 млрд. будут востребованы бизнесом, который выбрал путь реализации РОП через создание перерабатывающих мощностей для ВМР. В любом случае, наше предложение будет реализовано, но уже не через соглашение о государственно-частом партнерстве с Минприроды, а через прямые инвестиционные соглашения по строительству мощностей с теми, кто выбрал самостоятельную утилизацию в рамках РОП. Несомненно, государство упустит возможность участия в этом процессе, но зато расходы переработчиков вторичных материальных ресурсов снизятся на 20 млрд., что не приведет к росту цен на товары для населения. Вот в этом направлении мы и будем двигаться.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter