Posted 26 мая 2022, 08:39
Published 26 мая 2022, 08:39
Modified 7 марта, 12:10
Updated 7 марта, 12:10
Парадоксальную, на первый взгляд, ситуацию описал популярный блогер Андрей Спасатель. Он обратил внимание на то, что при курсе доллара — 58 рублей, обычный шампунь, который три месяца назад в российских супермаркетах стоил дешевле 5 долларов, сегодня продается в розницу почему-то почти вдвое дороже - за примерно 11 долларов (630-640 рублей):
«И ведь нет никакого дефицита этого шампуня, он везде есть. Т.е. списывать всё на «эффект сахара-гречки-туалетной бумаги» уже как-то совсем не прилично…
Вопрос: как такое возможно? Или мы всё-таки как-то оказались в СССР с курсом 64 копейки за один доллар?..» - вопрошает автор.
Впрочем, один из читателей, сотрудник крупной торговой сети объяснял, что не все так просто:
«Как человек, работающий в торговле, скажу, что сейчас, в связи с перебоями в поставках, реально на многие товары стоят «заградительные» цены, чтобы люди не закупали по 10 штук впрок, не опустошали склады и полки. Как только производитель подтверждает, что может обеспечить наличие на ближайшие хотя бы 3 месяца, цену опускают.
Кроме того, на рост цены повлияла ежегодная индексация на ~10%, которая обычно у всех крупных производителей приходится на февраль-март. Зависимость цена-курс доллара у крупных производителей, мягко говоря, не прямая. Там куча нюансов. То есть к курсу доллара это никакого отношения не имеет - проблемы на уровне логистики.
А вот там, где цена напрямую зависит от курса и работает схема купили-оплатили по курсу-привезли она соответствует реальной. Именно поэтому мелкие торговцы могут себе позволить продавать шампунь по нормальной цене, а богатые и могущественные сети «вынуждены» увеличивать отпускную цену, потому что у крупных производителей большие объёмы и большие контракты с сетями. По контракту с сетями положены огромные штрафы за недопоставки. Как только нарушил - сеть начинает на тебе зарабатывать. У маленьких компаний таких объёмов нет, таких контрактов нет: привезли-продали, ещё привезли ещё продали.
В течении полугода, я думаю, все утрясется. Построят доставку химического сырья из Азии, разовьют параллельный импорт. Понятно, что цены сильно не опустятся. Но и не вырастут при таком курсе, как сейчас. На самом деле, для потребителя сейчас много чего делается именно со стороны онлайн-бизнесов (в частности, Wildberries) и государства. Это приведёт к тому, что второго 98-го не будет.
Но, как сотрудника западного мегамонстра, меня это, прямо скажу, не очень радует, т.к. все эти меры сожрали наши продажи и мою личную премию. Зато, как потребитель, понимаю, что без этих мер мы бы поимели цены не х2, а х3,5+ и дальнейший рост…»
Получается, что выгоднее делать покупки не в сетевых супермаркетах, а в маленьких магазинах или в интернете.
Впрочем, парадоксальные ситуации, связанные с непривычно высоким курсом рубля, все равно складываются на российском рынке. К примеру, с автомобилями, которые в России оказались одними из самых дорогих в мире. Эксперты сравнили цены на автомобили в схожих комплектациях при официальном курсе доллара - 56,97 рубля, а евро – 58,87 рубля:
- Hyundai Solaris:
Цена в России: $24.714;
Цена в США: $16.645;
Цена в Китае: $11.117.
- Renault Duster:
Цена в России: €27.484;
Цена в Румынии: €15.300;
Цена в Бразилии: €20.730.
- Volkswagen Tiguan:
Цена в России: €57.329;
Цена в Германии: €30.625;
Цена в США: €24.690.
- Mazda CX-5:
Цена в России: €44.929;
Цена в Германии: €29.590;
Цена в США: €24.466.
- Toyota RAV4:
Цена в России: €45.371;
Цена в Германии: €36.190;
Цена в США: €25.142.
Как объяснить этот феномен?