Posted 26 мая 2021,, 13:14

Published 26 мая 2021,, 13:14

Modified 7 марта, 13:27

Updated 7 марта, 13:27

Без прибыли: почему «Газпрому» не выгодно газифицировать Россию

Без прибыли: почему «Газпрому» не выгодно газифицировать Россию

26 мая 2021, 13:14
Фото: Фото: «Время России»
Вместо газового гиганта для решения этой застарелой проблемы выгоднее привлечь другие, более мелкие компании.
Сюжет
Газ

Как известно, уровень газификации в России составляет всего 67-68%, и это при том, что продажа газа за рубеж составляет главную статью российского бюджета.

Более того, в нашей стране до сих пор около 13% домовладений, отапливающихся за счёт децентрализованного теплоснабжения, всё ещё используют неэкологичное твердое топливо, а в густонаселённых и в целом газифицированных регионах, таких как Краснодарский край, Пермский край, Татарстан по 0,5 млн. чел. не имеют ни газа, ни централизованного отопления, пишет экономист Института научного прогнозирования (ИНП) РАН Мария Гайворонская.

Между тем, в своем послании Путин поставил перед «Газпромом» задачу газифицировать российское жильё бесплатно для потребителей. Правда, эксперты уже отмечают, что и сам «Газпром», и ряд ведомств обставили это поручение различными условиями, так что газификация может получиться и условно бесплатной, а для кого-то и полностью платной (или газовые сети в их поселения вовсе не придут). Почему Газпром сопротивляется этой программе? Потому что эта программа будет стоить для него почти 2 трлн. руб. Эту цифру и подсчитала Гайворонская в своей работе.

В своих расчетах, автор привела потребность России в газификации жилищного фонда.

«Внутренним рынком потребляется почти в два раза больше газа, чем внешним – 481 млрд. куб. м и 248 млрд. соотв. в 2018 году. В том числе около 60 млрд. куб. м потребляется населением, что составляет 12% в совокупном потреблении природного газа внутренним рынком…»

Далее автор определяет площадь жилья, в котором возможна газификация (с учётом того, что значительная часть жилищ никогда не сможет быть газифицирована в силу расстояний и удалённости газопроводов – в первую очередь в Сибири и на Дальнем Востоке):

«Потребность в газификации в целом по России имеют 9,4% площади или 13,9 млн. чел., проживающих в 5,3 млн. домовладений».

Так почему же эта программа не интересна «Газпрому»? Автор дает такой ответ:

«Газпром» ответственен и за экспорт, и за газификацию. Для компании это два конкурирующих направления в плане выделения инвестиционного ресурса. Очевидно, что компания финансирует то направление, которое приносит больший доход (экспорт) в ущерб менее прибыльным альтернативам. Поэтому газификация (внутри России) рассматривается как социальная ответственность, а не выгодный бизнес. Для «Газпрома» понятнее и выгоднее построить большой экспортный газопровод или вложиться в разработку нового месторождения, чем построить новые газовые сети и подключить сотню деревень…»

По данным эксперта, объём затрат на газификацию всех домовладений, имеющих в этом потребность составляет 1 трлн. 868 млрд. руб. (в ценах 2019 года; с учётом инфляции за полтора года на уровне 7% эта цифра перевалила за 2 трлн.

В результате реализации таких проектов уровень газификации в целом по России будет увеличен на 8-10 п.п. до 76% что почти полностью закроет потребность в сетевом газе. Дополнительные поставки природного газа на внутренний рынок благодаря газификации можно оценить в 20-25 млрд. куб. м.

По оценкам канала Proeconomics, у «Газпрома» выше затраты на добычу, чем у прочих (преимущественно, это нефтяные компании) или НОВАТЭКа. Примерно сопоставимы затраты на транспортировку. Почти в два раза различаются НДПИ (основной налог для внутреннего рынка) - больше тысячи рублей за тыс. куб. м у «Газпрома» и почти в 2 раза ниже у прочих производителей. В результате прибыль от поставок на внутренний рынок существенно различается. Оценочно для «Газпрома» она была около нуля, а некоторые поставщики не только рентабельны, но и могут быть высокодоходны - рентабельность по выручке до 20%. Привлечение этих компаний для наращивания внутренних поставок во вновь газифицированные населённые пункты может быть выгодно всем участникам рынка».

"