Posted 26 мая 2020, 13:45
Published 26 мая 2020, 13:45
Modified 7 марта, 14:55
Updated 7 марта, 14:55
О ситуации в банковской сфере времен пандемии «НИ» побеседовали с доктором юридических наук, академиком РАН Гарегином Тосуняном, президентом Ассоциации российских банков.
— Спрос на ипотечное кредитование падает. Банки рискуют по своей доходности. С другой стороны, они должны оказывать услуги в виде кредитных каникул и в виде беспроцентных кредитов на заработные платы. В какой-то степени это происходит под государственные гарантии. Для банков это серьёзная угроза, правда, угроза отложенная. На сегодняшний день банки достаточно достойно это выдерживают. Но такая ситуация не может длиться бесконечно долго, потому что банки живут за счет кредитов.
— Не может длиться долго – это до конца года?
— Нет, до конца года – это слишком опасно. Я имею в виду, что максимальное падение показал апрель. Я очень надеюсь, что май будет не самым лучшим, но в июне и июле ситуация должна начать выправляться. Мы ожидаем оживления в конце лета.До осени – это серьёзная нагрузка и отсроченные риски, если это не продлится до конца года. Потому что резервов у банков достаточно, поддержка со стороны Центрального Банка оказывается, но у нас не такой запас мощности, чтобы годами это выдерживать.
— Вы рассчитываете на то, что спрос на ипотечные кредиты восстановится?
— В том объёме в каком они были ожидать в ближайшие полгода – год не приходится, но возвращение хотя бы на 80% будет нормально. Я думаю, что такая возможность есть. Главное, чтобы была поддержана платежеспособность людей. Чтобы те, кто работает в бизнесе и те, кто являются наёмными работниками не сильно потеряли свои доходы. Конечно, рост безработицы неизбежен, но главное – минимизировать все эти показатели. Если у людей не будет денег, то выдавать кредиты и брать кредиты – решения, которые потом ударят по банкам очень сильно.
— Аналитики, рассматривающие ситуацию с рынком недвижимости, предсказывают серьёзные проблемы с продажей нового жилья. Разве это не взаимосвязано с объёмами ипотечного кредитования? Вы говорите о некоторой стабилизации в конце лета. Как это коррелируется с ситуацией в жилищном строительстве?
— Я говорю не о повышении объёмов ипотечного кредитования, а восстановлении уровня. Сейчас всё просто замерло. И строительство, и кредитование, и платежи по кредитам. Спрос и активность на строительном рынке начнут восстанавливаться. Например, с середины мая восстановили работу строительные организации. Это в определённой степени восстановит их возможность реализовать произведённый продукт. Но для этого нужен спрос у населения. Но эта ситуация заставит наши экономические и финансовые власти продумать систему, которая будет стимулировать строителей к снижению стоимости жилья, отказу от стремления получить максимальную маржу, а банки к тому, чтобы они минимизировали свои аппетиты и оценивали свои риски более строго. С другой стороны, ипотечники перешли на более экономный сегмент. У нас всегда хорошо развивался сегмент дорогостоящего жилья и слабо стимулировалось развитие эконом-сегмента.
— Будут ли снижаться ставки по кредитам?
— Они уже чуть-чуть снижаются. Это связано и с ключевой ставкой, которая, я надеюсь, продолжит снижаться. Есть надежда на то, что оздоравливающее влияние кризиса будет. И аппетиты поумерят, и жадность сдержат, и ответственность повысится.