Posted 26 апреля 2020, 08:48
Published 26 апреля 2020, 08:48
Modified 7 марта, 14:47
Updated 7 марта, 14:47
Интереснейший пример того, как работает настоящая демократии, которую так упорно, ссылаясь на пандемию, пытаются похоронить во многих странах, и в том числе и в России, привел в своем блоге политолог Аббас Галлямов:
«В последнее время звучит много апокалипсических прогнозов относительно судеб демократии. Представители западных СМИ и либеральная общественность встревожены, их противники - в том числе и в России - откровенно злорадствуют: как же, даже образцовые с точки зрения прав и свобод страны Запада ограничивают сейчас своих жителей и сворачивают функционирование демократических институтов. Запад боится, а авторитарные режимы надеются, что из нынешнего состояния сверхмобилизации государства выйдут менее демократичными. Эмоции понятны, ведь со времён второй мировой мир не переживал ничего подобного.
Бесценным в этом смысле представляется пример Израиля. Практически идеальное с точки зрения демократии государство - все 70 лет своего существования оно постоянно функционирует в около-мобилизационном режиме. Войны, теракты, спецоперации, ракетные обстрелы - там этим никого не удивишь. Именно поэтому, кстати, из всех демократических государств Израиль отреагировал на угрозу коронавируса максимально быстро. Там жителей на надо уговаривать, они привыкли: им власти сказали сидеть по домам, они и сидят.
Почему израильтяне без особых проблем выполняют предписания правительства? Потому что знают, что правительство это сформировано ими. Знают, что если оно позволит себе лишнего, они его просто не переизберут. Собственно именно поэтому в прошлом году в стране трижды (!!!) были проведены национальные выборы. Критическая масса израильских избирателей считает, что Нетаньяху ведет себя не так, как это должен делать нормальный лидер демократической страны, и отказывается за него голосовать. Даже сейчас - в условиях коронавируса - действующий премьер смог сформировать кабинет только ценой очень тяжёлого для себя компромисса. Через полтора года он вынужден будет передать пост премьера своему главному врагу Ганцу.
Между обществом и властью есть две группы связей: на входе и на выходе. Власть может позволить себе многое на выходе - там, где она принимает законы и заставляет граждан их выполнять, - но если на входе - на этапе формирования власти - все нормально, то общество может быть спокойно.
Не то, что бы все было так просто, - нюансов, конечно, много, - но в общих чертах это именно так. Так что не волнуйтесь, мобилизация демократии не помеха...»