Posted 26 апреля 2020, 08:23

Published 26 апреля 2020, 08:23

Modified 7 марта, 14:47

Updated 7 марта, 14:47

Алексей Никишов: "Если мы закроем бизнес, то 70 человек останутся на улице"

26 апреля 2020, 08:23
Сюжет
Деньги
Москвич Алексей Никишов, один из тысяч представителей малого бизнеса, проработавший в городе почти тридцать лет и создавший успешные предприятия, рассказал о том, что без помощи государства выжить после режима "повышенной готовности" его бизнесу вряд ли удастся.

Наталья Сейбиль

- Сколько лет вы занимаетесь бизнесом?

- Уже почти тридцать. Я – типичный представитель пресловутого малого бизнеса. Когда-то давно открыл маленький продуктовый магазин, потом – небольшой спортивный клуб, кафе. Сейчас у нас с женой ещё есть так называемые «ногтевые студии».

Для меня, например, спортклуб - это не только и не столько способ заработать деньги. Есть гораздо более доходные сферы. Клуб - дело моей жизни, реализованная мечта детства. Я - спортсмен, окончил институт физкультуры, профессиональный тренер - преподаватель. В свой клуб я вкладывал впервую очередь душу, время и труд.

Клуб не смог бы существовать без команды единомышленников, за которых я как руководитель несу ответственность. Все наши работники для нас важны. Подбор команды требовал много времени, сил и средств. Это было непросто и в обычное время. А после карантина станет критичным.

Всего у нас работает 70 человек. Если мы закроемся, все они останутся без средств к существованию, а у каждого из них есть семьи и дети, благополучие которых тоже опосредованно зависит от меня.

Хотя мой клуб маленький, в нём есть занятия на любой вкус: тренажёрный зал, солярий, массажные кабинеты. Мы работаем в нескольких направлениях, а именно - спортивное, фитнес и реабилитационное. В клубе представлено более 40 групповых программ начиная от йоги и пилатеса до 12 видов единоборств, танцевальных и силовых классов. Многие наши спортсмены участвуют в профессиональных соревнованиях. Воспитанники клуба многократно становились призёрами Всероссийских турниров по прикладным единоборствам. Очень много внимания клуб уделяет детям и людям старшего поколения. С начала этого года мы вошли в программу "Московское долголетие".

Кроме того, я участвую в различных благотворительных акциях. Меня никто не обязывает, но для меня это важно. Несколько лет назад мы получали субсидии на занятия с льготными категориями граждан. Потом доплаты прекратились, но люди привыкли заниматься спортом, привыкли к клубу и тренерам. Это и инвалиды, и многодетные семьи. С каждым из них тренер занимается персонально. Их нельзя оставить одних, они могут навредить себе. И, конечно же, нам в голову не могло прийти их выгнать или брать с них деньги. Мы все эти социальные нагрузки взяли на себя. Пока были на плаву – держали.

- Вы обращались в банк за помощью?

- Сразу же, как только президент дал соответствующие поручения, месяц назад. У нас платёж в конце месяца. Я приехал в Сбербанк, в котором обслуживаюсь. Президент рассказал о беспроцентных кредитах, за ними я и обратился. На меня посмотрели как на идиота, улыбнулись и предложили кредит до года под 8% годовых. Мне предложили каникулы по уже взятым кредитам, но с выплатой процента. Если я вовремя не внесу платёж, то испортится кредитная история и будут применены санкции.

Сумма возможного кредита на зарплату рассчитывается по количеству сотрудников. Уверен, что этот продукт не будет работать. Если учитывать период восстановления в несколько лет, а в течение года необходимо вернуть кредит – то яма, в которую ты попадаешь становится ещё глубже. Даже, если я возьму эти деньги, я их проем – толка не будет. У населения резко упала и ещё упадёт платёжеспособность, следовательно наш бизнес будет востребован значительно меньше. Очевидно же, чтобы запустить экономику после кризиса, надо поддержать покупательный спрос.

Сейчас ситуация изменилась. Банки не смогли предложить ни одного продукта, который мог бы помочь выжить. К примеру, глава государства говорил о кредите на зарплату под ноль процентов. Но, в то же время, мы понимаем, что вынуждены будем заплатить налог и с этой суммы. Кроме того, получить этот кредит практически нереально - условия, которые ставятся - невыполнимы.

Президент дал распоряжения банкам предоставить кредитные каникулы и реструктуризировать кредиты на льготных условиях. У меня два кредита, оформленных на ИП и на ипотеку. Кредиты мы брали на развитие бизнеса в размере 2 миллионов рублей. Я обратился в банк. По ипотеке мне отказали без объяснения причин, а кредит на развитие бизнеса предложили реструктуризировать под "льготные" 17% годовых.

- Какова ситуация с вашими бизнесами на сегодняшний день?

- Официально в штате спортклуба оформлены 15 человек, из которых 5 человек – административный аппарат: бухгалтерия, уборщицы. Остальные – так называемые почасовики. Это – педагоги-тренеры. Они работают несколько часов в неделю у меня, остальное время – в других клубах. Почасовики работают на основании договоров. Всего в клубе задействовано 40 человек. В "мирное время" средняя зарплата была около 50 тысяч рублей. Основная ставка у всех минимальная, дальше идут надбавки.

Если я оформлю всех своих сотрудников в штат с полной занятостью, заплачу все налоги, мне не хватит той маржинальности бизнеса, которая у меня имеется даже на то, чтобы перекрыть основные расходы. А есть ещё расходы на поездки на соревнования. Небольшие деньги, но регулярные. Учитывая то, что даже в "мирное время" приходится оптимизировать налоги, экономить буквально на всём, в том числе и на рекламе, мы не можем конкурировать с сетевыми структурами.

Дохода, чтобы платить зарплату, налоги и коммунальные платежи, поддерживать оборудование в рабочем состоянии, мне не хватит ни на одну неделю. Проще закрыть всё в первый день.

- Сейчас клуб закрыт. Тем не менее, необходимо оплачивать аренду...

- У меня малый бизнес, спортивный клуб районного масштаба, расположенный в жилом доме. Помещение арендовано у частного собственника. Аренда по ставкам достаточно лояльная и сравнима с городской арендной ставкой, но не льготной. У меня очень вменяемый собственник. Мы созвонились, поговорили, он приостановил аренду. Из расходов у меня сейчас остаются минимальные коммунальные платежи: электричество, отопление, охрана, пожарная сигнализация. Мы же не можем оставить всё открытым.

Но и у собственника тоже есть расходы, как минимум – налог на имущество. Конечно, он захочет получить от меня хотя бы часть арендной платы. Пока не знаю, все в подвешенном состоянии. Мы ещё не садились за стол переговоров.

Я работаю в этом помещении уже почти 10 лет и не хотел бы его потерять. Десять лет на одном месте – огромный срок. А сейчас потенциально может прийти какой-то сетевой магазин и легко всё забрать, предложив 50 тысяч рублей аренды. Мне жалко будет потерять это место, но даже такую минимальную сумму я уже не смогу оплатить.

- Президент пообещал сохранение зарплаты всем ушедшим в отпуск. Очевидно, что этот «банкет» за Ваш счёт. Как вы выходите из положения?

- По минимальной ставке 12 130 рублей мы в месяц должны на зарплату иметь 891 100 рублей. Плюс аренда и коммунальные платежи. Нам негде взять эти деньги. Мне бухгалтерия объяснила, что все программы поддержки начнут работать только с 15 мая. Алгоритм ещё не разработан.

- У Вас есть "подушка безопасности"?

- Реальная доходность спортклуба практически нулевая. Пока я из своих семейных сбережений (у меня ничего другого больше нет) плачу сотрудникам. Наши уборщицы – приезжие. Им вообще жить не на что. Спрашиваю у каждого: кто-то снимает квартиру, кто-то из другого города, у кого-то дети. Мы затыкаем дырки, даём им деньги, прекрасно понимая, что человек может не выдержать до открытия, уехать и больше не вернуться. Но в нашем кармане тоже ничего не прибавляется. У меня были отложены деньги на покупку нового оборудования. На счету было полмиллиона рублей. Я эти деньги потратил на зарплату в первые два дня. Мы оплачиваем постфактум – выполнил работу – получи деньги. То есть, люди отработали до карантина, а заплатил я им уже тогда, когда клуб был закрыт. Поддерживать неработающие предприятия даже в течение месяца невозможно. Накоплений у нас нет.

- Вы начали свой рассказ с того, что перечислили несколько направлений деятельности. Как обстоят дела в других ваших предприятиях?

- У нас ещё есть семейное кафе, которому уже 20 лет. В нём работает постоянно 8 человек и ещё пять по договорам. Сезонно. Кафе находится в спальном районе, и жители приходили вечером поужинать, часто бывали родители с детьми, кто-то праздновал дни рождения или другие значимые события. Много посетителей было во время Чемпионата Мира по футболу в прошлом году. У нас достаточно демократичный ценник и хорошее качество. Мы никогда не использовали кубики, старались готовить из натуральных продуктов. У нас нет пиццы и бургеров, зато есть полноценная кухня. С супчиками, с едой для детишек.

Посещаемость упала ещё за две-три недели до закрытия, когда люди стали опасаться заражения. А сейчас все сидят дома и сами варят себе супчики.

Мы пробуем переформатировать кафе на доставку еды. Но с моей точки зрения, это – тупиковая ветвь эволюции. Да и у потребителей нет денег. К тому же, 35 процентов с оборота берут посредники. Яндекс.Еда или Delivery Club предлагают нам такие условия сотрудничества.

Хочу ещё раз повторить: нам очень важно сделать всё, чтобы не потерять своих сотрудников. В кафе работает четыре повара, по два в смену. Мы должны их поддерживать, иначе они исчезнут и не вернутся в свою профессию. Пойдут доставлять еду и заработают больше, чем работая поварами. Средняя зарплата повара в маленьком кафе – 40 – 45 тысяч, мы стараемся платить больше, чтобы они не ушли.

- Вы говорите, что весь ваш бизнес – районного значения, у вас есть социальные проекты. На уровне управы района вы не пытались получить поддержку?

- В «мирное время» чиновники приходили к нам. Просто реально у нас кормились. А сейчас с нами даже не хотят разговаривать. Связь – односторонняя. Единственное, что доступно – написать на портал Mos.ru. Я звоню в управу, прошу подсказать алгоритмы действий и получаю в ответ, что они ничего не знают и никакой информацией не обладают. Звоню в Роспотребнадзор – тот же ноль. У вас проблемы – делайте что хотите. Обратной связи нет! Начиная с самого малого – просто объяснить алгоритм получения пропусков, чтобы люди могли спокойно приходить на работу – даже этой помощи со стороны представителей власти нет.

- Те люди, которые сейчас продолжают работать в кафе, отрабатывают свою зарплату?

- Даже близко нет! Это убыточно совсем. Мы снизили зарплату, но и её доплачиваем из собственного кармана, где уже тоже ничего не осталось. М посчитали, что на этот месяц нам ещё как-то хватит. А что дальше – вообще не понятно. Мы понимаем свою ответственность - люди проработали с нами много лет. Есть девочка, которая работает уже больше 12 лет. Как мы её бросим? Будем стараться.

Подпишитесь