Posted 26 марта 2019,, 20:47

Published 26 марта 2019,, 20:47

Modified 7 марта, 16:14

Updated 7 марта, 16:14

Школа нового режима: что нам готовит Академия наук

Школа нового режима: что нам готовит Академия наук

26 марта 2019, 20:47
Российская Академия Наук выступила с инициативой передать 110 ведущих школ страны из муниципального подчинения в региональное. Этот шаг даст, по мысли академиков, возможность обучать в этих только одаренных детей, а не всех, как это делается сегодня.

Ирина Зиганшина

«В новом режиме избранные школы заработают уже с 1 сентября 2019 года», — уже заявила министр просвещения Ольга Васильева. Если этот проект признают успешным, то он будет расширен, а РАН составит для подшефных школ специальные учебные программы. Сами ученые будут вести в них индивидуальные консультации, профильные учебные курсы и факультативы, а школы оборудуют современными лабораториями на сумму более миллиарда рублей.

Президент РАН Александр Сергеев считает, что сегодня школа работают на «неоптимизированный контингент», зато разделение детей на одарённых и всех остальных позволит эффективнее готовить будущих учёных.

Эту меру прокомментировала известный эксперт в области образования Людмила Петрановская:

«Красивых слов может быть много, но, боюсь, эта инициатива просто сбрасывает любые обязательства перед населением и сворачивает систему всеобщего достойного среднего образования. Какой-то процент школ будет финансироваться прилично, и там будут учиться дети элиты и некоторый процент одаренных детей — «оптимизированный контингент». А все остальные школы будут пущены на самотёк, и там всё будет по минимуму. На любой возмущенный возглас со стороны родителей будут отвечать, что у ваших детей нет знаний просто потому, что они не хотят учиться.

Смысл предложения довольно циничен. Массам никто приличного образования предоставлять не собирается, слишком умные в сырьевой стране только проблемы создают. Но поскольку у власть имущих тоже есть дети и внуки, а в Англии стало неуютно, им нужно где-то учиться, и для них будут созданы этакие анклавы, как раньше были спецраспределители при парткомах, где будут выдавать особым элитным деткам образование поприличнее. Ну, и способных детей туда тоже брать будут, чтобы создавали правильное окружение.

Все это окончательно превратит обыкновенные средние школы в бесполезное детохранилище. Школы в большинстве своем и сейчас уже не удовлетворяют потребности детей в современном образовании, просто пытаются скучные устаревшие программы и методики впихнуть в детей посредством воплей и угроз. Сортировка еще больше снизит планку».

Мнение Петрановской поддержали и практикующие школьные преподаватели. Учитель филологии московской школы № 2123, лауреат госпремии в области образования Ольга Гвинджилия считает, что:

«Одаренные дети безусловно требуют другого подхода. Они иначе берут материал, с ними можно работать на другом уровне. Дети, у которых возникают сложности в обучении, тоже требуют другого подхода. Но совершенно необязательно, что человечек, начинающий со сложностей, так с этими сложностями и будет идти все время обучения. Дети могут совершенно иначе раскрыться.

Важно понимать, что если ребенок попадает в среду, где декларируется тяга к познанию и учиться интересно, где сам процесс интеллектуальный вызывает удовольствие, то в этой среде расцветает даже тот, у кого есть сложности в обучении. Среда же тоже может растить и может, к сожалению, не растить. Ребенок со сложностями в обучении иногда (не тогда, когда эти сложности требуют серьезной коррекционной работы в связке со специалистами), попадая в такую среду и начиная тянуться за другими, приходит к очень высоким результатам. Но, как правило, эти результаты приходят чуть позже.

Раз у нас есть мысли о том, как организовать работу с одаренными детьми, то у нас должны быть и мысли, как поддержать тех, у кого есть сложности в обучении».

Специалисты уверены, что в разные периоды взросления ребенок проявляет разную по интенсивности активность, интересуется разными областями, и ставить штамп «не годен» было бы большой ошибкой. К примеру, директор ГБОУ 1950 Катерина Паршина уверена:

«Тем самым можно потерять гения, великого ученого или просто успешного человека. Главные задачи современной Школы — социализация, научить находить себя в быстро меняющемся мире, научить учиться на протяжении всей жизни. И когда речь идет о создании условий в стране для прорыва в науке, в том числе за счет молодых ученых, конечно без качественного школьного образования не обойтись. И здесь надо договориться, что разделять детей на умных и не очень вообще нецелесообразно, так как эффективного инструментария, проверить по всем направлениям и сквозь года, не существует».

В дискуссию включился известный историк и преподаватель Иван Курилла, справедливо увидевший в инициативе РАН политическую подоплеку:

«Неожиданно эмоциональная дискуссия о школах выявила расхождения, о которых я догадывался и раньше, но никогда так четко их не видел.

Желание иметь отдельные школы (для интеллигенции) созвучно желанию отгородиться от "народа" и страху перед демократией. Не удивлюсь теперь, если окажется, что реформаторы 1990-х, между демократией и реформами выбравшие реформы (и проигравшие и то и другое в следующем десятилетии) учились в этих интеллигентских школах.

Там же, наверное, учились публицисты, которые учат нас, что свободные выборы приведут к власти фашистов. И идеологи хорошей интеллигентской политической партии, которая не борется за власть, потому что сохраняет свои идеалы в узком, увы, кругу единомышленников. И те, кто требует от любого оппозиционного политика публичного заявления по всем вопросам, раскалывающим общество (с предсказуемым результатом остаться популярным лишь внутри узкого круга согласных по каждому пункту), вместо того, чтобы попытаться построить широкую коалицию, объединившись по тем вопросам, которые сближают людей поперек политического спектра.

Эти же люди атакуют, например, Навального (его есть за что критиковать, конечно), - в таких выражениях, как будто выбирают себе нового царя (а на этот пост, Навальный, конечно, не подходит). Я все время удивлялся такой критике (по мне так Навальный выстраивает как раз нужную стране широкую коалицию, и в этом его надо поддержать, - а будет ли он президентом на другой день после победы этой коалиции - надо будет решать отдельно, и оно менее важно), но вот, кажется, вижу, объяснение: часть близких мне по (многим) взглядам, по габитусу, наконец, людей, - совершенно не умеют думать как демократы. И, конечно, в системе мышления, где нет верховенства демократического правления, Навальный - претендент в "путины завтра".

Возвращаясь к школам: в споре пересеклись несколько разных линий. Конечно, сегодняшнее состояние образование очень тяжелое, - бюрократия и недофинансирование, несвобода и административный гнет ухудшают дело во всех школах (но в каких-то сильные директора или сила традиций помогают уменьшить плохое влияние этих факторов); - но спор не о том, что это положение надо менять (надо!). Конечно, и всю систему школьного образования можно попробовать изменить, - дать свободу учителям и детям, возможность выбора предметов (или степени их углубленности), может быть, отделить старшую школу от средней и начальной, - все это надо, хоть и кажется утопией (или об этом надо спорить, - но сейчас спор не об этом). Конечно, есть школы для одаренных детей, вроде физмат интерната при МГУ, куда собирали победителей олимпиад со всей страны, - и хорошо, что они есть, и надо их поддерживать (но спор не о таких школах, - их не может быть много, м.б. десяток-другой на всю страну, и не они вызывают возмущение). Спор же идет о возможности отбирать детей в школы (на ранней стадии, в начальной и средней школе) на основании... (да на любом, фактически, основании), и тем создавая два потока школ - сильных и "отстойных". Защищают "сильные школы", - пусть они будут сильными, не отбирая себе детей. Может, тогда и напор мотивированных родителей будет направлен не на устройство своего ребенка в эту сильную школу, а на улучшение состояния школы по соседству.

И вот тогда, может быть, интеллектуальная "элита" перестанет бояться "народа", и демократия в стране получит шанс...»

А главное, по мнению многих экспертов, что с точки зрения развития научной мысли в стране, такой шаг совершенно бессмысленный. В России сегодня уже существуют школы при ведущих университетах, в которых давно выработаны свои традиции и система отбора, в которых уже преподают университетские преподаватели университетскую же программу. И совершенно непонятно, для чего создавать еще и параллельную систему при РАН.

Тем более, специалисты по поведенческой генетике утверждают: для того, чтобы у детей проявились выдающиеся способности, заложенные в генах, необходимо создавать и поддерживать среду для развития одинаковой для всех. И с этой точки зрения получается, что так называемые элитные школы в раннем возрасте просто вредны. Их наличие приведет к формированию не интеллектуальной элиты, а к формированию некоей замкнутой группы избранных...

"