Posted 26 февраля 2022, 13:30
Published 26 февраля 2022, 13:30
Modified 7 марта, 12:34
Updated 7 марта, 12:34
Елена Иванова, Наталья Сейбиль
В России больше не будут летать Airbus. Власти ЕС ввели полный запрет на поставку и лизинг самолетов, вертолетов и другой авиатехники. Это касается не только новых контрактов, но и старых. По данным агентства Cirium, самолетный парк всех российских авиакомпаний включает 980 пассажирских самолетов, У иностранных компаний арендуют 515 бортов, или больше половины парка. Рыночная стоимость самолетов в лизинге оценивается в 10 миллиардов долларов. «Новые лизинговые контракты не могут быть заключены, а существующие должны быть расторгнуты»,- сказано в пояснении к пакету санкций.
Самолеты Airbus, а это 326 бортов, не смогут эксплуатироваться вообще, поскольку запрет распространяется не только на сам лизинг, но и на страхование и техобслуживание.
В авиакомпаниях, судя по утечкам, настроение паническое. Один из авиаперевозчиков всерьез рассматривает возможность перехода под другую юрисдикцию. Но это произойдет вряд ли. Многие ожидали, что Европа для полетов закроет небо, но никто и в страшном сне не мог увидеть, что в одночасье авиакомпании лишаться всех самолетов сразу. «Суперджет» - тоже не выход из положения, потому что он состоит из западных комплектующих, а значит, делать его будет не из чего.
Член комитета ГД по промышлености и торговле Сергей Пантелеев сказал «Подъёму», что российский рынок не справится с импортозамещением. Если к Эрбасу присоединится Боинг, ситуация будет критическая. А то, что он присоединится, это только вопрос времени. Как сказала Урсула фон дер Ляйен, две трети российского парка самолетов производятся в Европе, США и Канаде. К европейцам присоединятся и американцы, и канадцы.
«Не можем на крыло десятилетиями поставить некоторые марки наших самолётов, а занимаемся оснащением Superjet, которые целиком практически импортные. Мы страна, которая вполне самодостаточна, но этим надо заниматься не когда петух клюнет, а мы 20 лет занимались словоблудием. Самолёт – это не кастрюлю cделать, его за один день не сделаешь», - сказал депутат Пантелеев.
Публицист Александр Невзоров напоминает, что кастрюли в России преимущественно импортные, хоть и китайские. Надежд на то, что страна быстро овладеет технологией изготовления кастрюль пока нет.
«Возможно, некоторые российские кастрюли будут летать. Но полностью потребность в авиаперевозках такие кастрюли не смогут обеспечить. Даже если часть кастрюль будут гиперзвуковыми,»- едко замечает журналист.
Сегодня Минтранс проводит экстренное совещание, но надежд на решение проблемы, особенно быстрое, не предвидится.
Еще двадцать лет назад владельцы частных авиаперевозчиков пытались возродить производство ТУ в Ульяновске. И тогдашний владелец КрасЭйр, который потом стал частью S7, и Александр Лебедев, которому принадлежали Red Wings, ездили на Волгу и старались реанимировать труп гражданской авиапромышленности. Напрасно - им там сказали, что нарисовать самолет еще можно, а собрать – уже нет. Все, кто умели это делать, сначала торговали на рынках, а потом и вовсе стали выращивать картошку на даче. А новых нет, не научили.
Авиации у нас теперь нет, говорит авиационный эксперт Вадим Лукашевич:
- У нас своих самолётов практически нет. «Суперджет» – это для местных авиалиний. Это ближнемагистральный самолёт, для ближних авиалиний. Во-первых, их немного, порядка сорока. Главная проблема, почему они так мало летают – отсутствие запчастей. Они процентов на 70 состоят из иностранных комплектующих. Бортовая ионика иностранная, двигатели – французские. Центральную часть двигателя, ту, где бортовая турбина, делает французская компания «Snecma», а двигатели собирает совместное предприятие КБ «Люлька» и «Snecma». Все двигатели, которые они производят, имеют модификацию «АЛ». ЯК-40 уже нет. Самолёт ИЛ-114 ещё только проходит испытания. Мы взяли самолёт старой таджикской постройки, который отлетал ещё в 90-е годы, потом стоял на приколе. Мы его взяли, доработали, выдали за абсолютно новый, стопроцентно российский самолёт, там всё наше. Но он только проходит испытания. Серийного производства нет, планируется развернуть в ближайшие годы. То же самое с МС-21.
Теперь из Москвы во Владивосток придется ехать поездом, а это займет, как известно, 7 дней. Добро пожаловать в новый мир!
На автомобильном фронте тучи также сгущаются. Новые владельцы, оплатившие свои машины, их не получат. Говорят, что пока. Сколько это «пока» будет длится, не берется сказать никто.
Еще до введения санкций решение об остановке отгрузки автомобилей приняла немецкая тройка – BMW, Mercedes, Audi, сообщает «Коммерсант». К своей «дочке» в самое ближайшее время весь концерт Volkswagen, включая Порше, Шкоду. Не отгружают в Россию французский Ситроен, американский General Motors, английские Jaguar и Land Rover (принадлежат индийскому концерну Тата). Те машины, которые прошли российскую таможню и уже запланированы к отгрузке со склада импортера, будут отправлены дилерам. Остальные будут ждать. Сколько – неизвестно.
У немецких автопроизводителей в России и Украине расположены 49 производств, пишет немецкая газета Production . Что будет с ними в нынешней ситуации, пока не понятно. В концернах говорят, что для них самое главное – жизни их работников, европейских соседей, особенно на Украине, экономические последствия конфликта имеют сейчас второстепенное значение.
Если украинский рынок не играет никакой большой роли в сбыте продукции, российский рынок очень важен. С проданными в 2021 году 1,67 миллионов легковых машин и легких грузовиков Россия занимает в мировой автомобильной табели о рангах 8 место между Южной Кореей и Францией.
Санкции особенно сильно затронут концерн Хюндай с проданными в прошлом году 351 тысячей автомобилей и кооперацию Рено-Ниссан-Митцубиси, если учесть, что Рено с 2017 года – мажоритарный акционер Автоваза, и в прошлом году было продано 212 тысяч машин.
Среди немцев особенно пострадает Фольксваген с долей на рынке 12%. БМВ и Мерседес имеют по 3%, продают в России по 50 тысяч машин и не так затронуты санкциями.
Немецкий эксперт Штефан Братцель говорит, что Россия надолго выпадет для мировой экономики как важный рынок сбыта и как производитель автомобильной продукции:
"Инвестиции автоконцернов в России значительно потеряют в цене. Мировые бренды на многие годы перестанут инвестировать в России. Это будет иметь косвенные последствия и для автомобильной промышленности в Германии и в Европе. Цены на продукцию будут расти».