Posted 26 января 2021, 13:24

Published 26 января 2021, 13:24

Modified 7 марта, 14:08

Updated 7 марта, 14:08

Настоящий подарок! Что стоит за намерением США продлить договор СНВ-3 сразу на 5 лет

26 января 2021, 13:24
Несмотря на то, что новая администрация США ни о какой «перезагрузке» отношений с Москвой речи не ведет, решение Джо Байдена о продлении договора доказывает, что, избавившись от «нашего» Трампа, Америка стала более прагматичной и рациональной.

Виктор Кузовков

Наверное, самое удивительное во всей американской выборной эпопее случилось сейчас, после её завершения: новоизбранный американский президент Джо Байден, не откладывая дело в долгий ящик, согласился продлить действующий Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) на пять лет. И, что самое удивительное, без каких-то дополнительных условий и согласований. Последнее, правда, еще требует уточнений, но все-таки вероятность благоприятного (для всего мира) развития событий весьма высока. То есть, похоже, «антироссийский» президент США Байден согласился с позицией российского МИД и разом перечеркнул все антироссийские усилия «пророссийского» президента Трампа.

Для лучшего понимания ситуации вспомним, что Трамп и его администрация формально увязывали продление договора с включением в него других ядерных держав, прежде всего, Китая. Что несколько странно, согласитесь – КНР является независимым государством, давно претворяющим в жизнь политику неприсоединения. Конечно, это в первую очередь касается участия в разного рода военных блоках и союзах, но очевидно и то, что нервы у Пекина крепкие, и заставить его принять на себя обязательства, которые он считает для себя невыгодными, крайне проблематично. Тем более, странно требовать от России оказывать давление на Пекин – рычагов для этого у Москвы давно нет. То есть, очевидно, что это был формальный повод, необходимый Соединенным Штатам для того, чтобы не выглядеть слишком негативно в глазах всего мира, когда они выйдут из важнейшего для мировой стабильности договора.

Правда, были еще и неформальные требования, которые озвучивались и американской стороной, и российской. Касались они, прежде всего, новых видов вооружений, в последние годы анонсированных российским руководством. Это и межконтинентальные баллистические ракеты «Сармат», способные достигнуть американского континента с любого направления (а значит, напрочь девальвирующие передовые районы американской ПРО, на которые Пентагоном делается основная ставка в вероятном ядерном конфликте с Россией), и маневрирующие гиперзвуковые блоки «Авангард», являющиеся неразрешимой проблемой уже для объектовой ПРО в самих США, и крылатые ракеты с неограниченной дальностью полета «Буревестник» - в общем, практически все прорывные решения российской оборонки последних лет. Администрация Трампа, понятное дело, хотела бы включить все эти типы вооружений в обновленный договор СНВ-3, тогда как у России имелся на этот счет свой взгляд.

Главная проблема в том, что Москва не собиралась выходить за количественные рамки, прописанные в действующем договоре СНВ-3. То есть, все указанные типы вооружений планировалось принять не в дополнение к уже существующим, а с заменой последних. То есть, ракеты «Сармат» предполагалось ставить на вооружение вместо других ракет, боевыми блоками «Авангард» меняли бы существующие боеголовки межконтинентальных баллистических ракет, а крылатые ракеты «Буревестник» пришли бы на смену другим крылатым ракетам, стоящим на вооружении. То есть, все абсолютно честно и законно, в строгом соответствии с духом и буквой договора.

Но Трампа и его советников такая позиция Москвы не устраивала. И можно почти с полной уверенностью говорить о том, что именно эти пункты предполагаемого соглашения и были основными для американцев. Проще говоря, нам давали понять – либо Россия откажется от своих новых разработок, либо Америка инициирует новый виток ядерной гонки вооружений, который Москве, при нынешнем состоянии российской экономики, будет очень сложно осилить.

Наверное, не стоит удивляться тому, что Москва, скрепя зубы, допустила обсуждение включения некоторых новых видов вооружений в обновленный текст договора СНВ-3. Деталей нам, разумеется, не сообщили, и мы не можем точно сказать, шла ли речь о количественном ограничении некоторых из них, или о полном запрете их производства, но очевидно, что выкручивание рук, предпринятое администрацией Трампа, к определенным результатам все-таки привело. Более-менее достоверно известно о готовности Москвы обсуждать два типа вооружений: МБР «Сармат» и гиперзвуковой маневрирующий блок «Авангард». И это было очень серьезной уступкой, в необходимости которой у многих экспертов до сих пор есть большие сомнения.

При этом Москва была согласна на автоматическое продление договора всего на год. За это время, как предполагалось, стороны смогут провести полноценные переговоры с участием экспертов и, вероятно, выработать совместную позицию, устраивающую обе стороны. Но даже на это предыдущая администрация идти не хотела: вероятно, позиция «все или ничего» больше отвечала концепции «Make America great again», то есть, величие Америки вполне допустимо обеспечивать за счет ослабления её конкурентов и противников.

И вот на этом фоне Дональд Трамп остается не у дел и на его место приходит Джо Байден. Тот самый, которым у нас только детей еще не пугают – он и коварный демократ из «глубинного государства», и переворот на Украине устроил, и сын его чуть ли не всю Украину разворовал… И что он делает? Правильно – он делает настоящий подарок Москве, пока заочно согласившись продлить договор СНВ-3 сразу на 5 лет! Мистика? Фантастика? Не будем спешить, но очень на это похоже.

Так в чем же может быть дело? Тем более, что некоторые американские политики, близкие к новой администрации, уже поспешили заверить – ни о какой «перезагрузке» отношений с Москвой речи не идет. Байден не спешит записываться в «друзья Владимира» и, скорее всего, продолжит в целом очень жесткий курс в отношении Москвы.

Причина такой мягкости, вероятно, прежде всего в том, что Байдену не нужно ничего доказывать американскому истеблишменту. На нем не лежит тяжкий груз обвинений в сговоре с Москвой, американские политики всех мастей примут любой поворот отношений с Кремлем (естественно, в рамках разумного прагматизма) без излишней подозрительности. Это как раз Трамп, который очень хотел показаться прагматичным и ориентированным только на интересы Америки, вынужден был доказывать, что все слухи о его похождениях в Москве, записанных российской разведкой, являются всего лишь слухами. И именно доказывая это, он был вынужден отстаивать, зачастую, крайние позиции в переговорах с Москвой.

А это значит, что американская политическая система доказала свою эффективность и устойчивость. Теперь уже можно с уверенностью говорить, что даже если Трамп действительно был агентом СВР (а вероятность все-таки была не нулевая), ему на высшем государственном посту ровным счетом никак не удалось навредить американским интересам. Наверное, сравнивать это с российской или даже советской политической системой просто бессмысленно: все мы помним, как трагично на нашей стране сказывались усилия некоторых её руководителей, которые даже не были чьими-то агентами, а просто оказывались недостаточно компетентны для такой должности.

Наверное, это достаточно странный переход от договора СНВ-3 к функционированию политических систем государства, но уверен, это только на первый взгляд. Технические аспекты нового договора по стратегическим наступательным вооружения еще будут обсуждаться, и весьма вероятно, что переговоры будут сложными, долгими и не очень приятными. Скорее всего, они могут занять все пять лет, имеющиеся, благодаря Байдену, у нас в распоряжении, и в этом нет ничего удивительного – тема действительно весьма щекотливая. Но это, на всем протяжении процесса, именно технический и экспертный уровень обсуждения, о результатах которого мы узнаем, скорее всего, только в момент подписания соглашения.

Сейчас же главное, что у сторон есть воля и желание найти общий язык и сесть за стол переговоров. Что Америка, избавившись от «нашего» Трампа, стала чуть более прагматична и рациональна. Что дипломат Байден хоть и не обещает сделать Америку снова великой, но и превратить весь мир в труху, кажется, не стремится.

Ну а как с этим связана устойчивость политической системы и сменяемость власти, читатель, уверен, разберется и сам….

Подпишитесь