Posted 25 декабря 2018,, 17:26

Published 25 декабря 2018,, 17:26

Modified 7 марта, 16:10

Updated 7 марта, 16:10

Цветущая сложность: как нужно готовить реформы в современном мире

Цветущая сложность: как нужно готовить реформы в современном мире

25 декабря 2018, 17:26
Методы, которыми разные страны, в том числе и Россия, по традиции управляли своим общественным сектором, уже не успевают за развитием его сложности

Ситуация, когда реформа глубоко продумана и исполнена так, что реформатор берет на себя ответственность за ее результаты, а она сама провоцирует ощутимые и необратимые изменения в жизни всех слоев общества, в современном мире вряд ли возможна, - пишет на сайте Московского Центра Карнеги экономист Екатерина Малофеева.

Они невозможны потому, что и общества сегодня слишком сложны, и всех нюансы, чтобы реформа стала выгодной если не для всех слоев, то хотя бы для большинства, учесть нельзя, от чего-то придется отказаться. Разные члены общества ждут от реформ разных результатов, и для того чтобы согласовать все, нужно будет потратить годы на подготовительную политическую и техническую работу.

А кроме того, методы государственного управления во многих странах не справляются со сложностью современной общественной структуры, когда нужно учитывать и экономический рост, и уровень занятости, и потребность в медицинской помощи, и многое другое.

Мобильность современного населения не позволяет властям учитывать их мнение по старому принципу «один человек – один голос», а ведь нужно держать в уме еще и голосование бизнес-сообщества деньгами и инвестициями, или голосование мозгами интеллектуалов.

При этом, даже идеально проведенные выборы дадут результат в чем-то схожий на фотографию – то есть отпечаток, вырванный из времени, не учитывающий всю сложность текущего момента. А если попытаться создать более объективную и объемную картину, то есть риск получить обвинение в использовании технологий всеобщей слежки...

Но даже этим не исчерпываются все проблемы. Существуют и другие, не менее трудно разрешимые. К примеру, государственный аппарат перестал быть слаженной единой машиной, поскольку работа в органах власти становится все более специализированной, а сами они все более многочисленны. Старый аппарат, в котором люди именно служили, а не просто работали, уходит в прошлое. А это в свою очередь тормозит любую реформу, сделать ее менее радикальной.

Теперь, для качественной работы, аппарату необходимо привлекать компетентных экспертов со стороны, а это чревато вмешательством внешних лоббистских интересов в государственную политику.

Если прежде, успех реформы зависел или от качественной проработки их, или от решительности в их проведении действий, то теперь оба эти фактора, кажется, перестают работать, - считает эксперт.

Еще сложнее обстоит дело в России. Это обусловлено несколькими причинами.

Во-первых, в России отсутствует согласие по важнейшим общественным вопросам. К примеру, что важнее – интересы государства или гражданина? Или, каков устойчивый размер социального государства и сколько мы готовы за это платить? Нужно ли дать свободу экономическому развитию там, где оно случилось, или же выравнивать уровень активности по всей стране? Все это фатальным образом влияет на определение целей и выбор инструментов для реформ, а также на оценку их результатов.

Во-вторых, наличие конструктивного диалога между носителями разных взглядов, для того чтобы сформулировать цели без излишних конфликтов, рывков и напряжения.

В-третьих, это отсутствие политической конкуренции и сложность государственного аппарата, что не позволяет адекватно оценить, как именно построено бюрократическое здание страны.

Что же можно предпринять в такой ситуации? – задается вопросом эксперт.

Во-первых, настойчиво продолжать изучение общества, его разнообразия, проблем конфликтов, описывая максимальное число групп интересов, выстраивая единую систему координат для выработки условий для успешной реформы. Признавая при этом, что время простых решений прошло.

Немалую помощь в этом понимании могут оказать и сами госслужащие, среди которых появляется сейчас все больше талантливых, ярких и образованных людей, имеющих представление о практике госуправления в других странах. Кроме того, ценную поддержку могут оказать представители оппозиции, которые в результате выборов сумели попасть во властные структуры разных уровней и понять изнутри, как именно они работают. И конечно же разного рода общественные объединения, такие как родительские и дворовые комитеты, профессиональные/отраслевые ассоциации, инициативы вокруг экологических проблем и многие другие...

Успешность и необратимость реформ сегодня должна обеспечиваться не радикальностью видения и мужеством горстки героев-реформаторов, а одновременным движением по двум осям – глубине понимания проблематики той или иной сферы и количеству людей, которые зашли на эту глубину и комфортно себя на ней чувствуют, - резюмирует эксперт.

"