Posted 25 ноября 2020,, 15:42

Published 25 ноября 2020,, 15:42

Modified 7 марта, 14:36

Updated 7 марта, 14:36

Победа, похожая на поражение: что потеряла Россия в результате карабахской войны

Победа, похожая на поражение: что потеряла Россия в результате карабахской войны

25 ноября 2020, 15:42
Пока что Москва сохраняет влияние на Южном Кавказе, но отныне всю свою политику в этом регионе ей придется проводить с оглядкой на Анкару.
Сюжет
Война

В результате военных действий в Нагорном Карабахе победителем осталась Россия, поскольку сумела наконец-то ввести свои войска в зону конфликта и теперь будет диктовать свои условия и Азербайджану, и Армению, пишет на сайте Московского Центра Карнеги Директор Института Кавказа (Ереван) Александр Искандарян.

Однако тут же замечает, что ситуация намного сложнее и совсем не такая радужная для России, как это кажется, ибо многие важнейшие проблемы этого старого конфликта остались за пределами документа, составленного и подписанного в условиях цейтнота.

Ведь в документа говорится вовсе не о мире, а лишь о прекращении огня и всего на пять лет – пока там останутся миротворцы. А вот удастся ли решить конфликт за эти годы – огромный вопрос. Азербайджан требует автономию Карабаха в своем составе, и теперь вряд ли пойдет на компромиссы, тогда как Карабах и Армения на такую автономию, даже если она будет «культурной» не пойдут.

Более того, теперь появился и новый игрок - Турция, которая вмешалась в войну на стороне Азербайджана, и даже наверняка, что бы ни говорили в Москве, хотела тоже участвовать в миротворческой операции. Это означает, что Южный Кавказ превращается в территорию конкуренции между Россией и Турцией, и Москве придется считаться с мнением Анкары, чего раньше не было. Примерно то же самое происходит и в Сирии, в подобной же конфигурации.

Никогда до этого Турция так откровенно не поддерживала Азербайджан на военном уровне – а только на дипломатическом и экономическом. То есть влияние России в регионе уменьшилось на целый Азербайджан, который переориентировался на Турцию, и российские миротворцы не смогут это влияние компенсировать. Равным образом контроль над Абхазией и Южной Осетией не дает России возможности влиять на политику Грузии, контроль над Донбассом – на Украину, а над Приднестровьем – на Молдавию.

Российские миротворцы напротив будут раздражителем для Азербайджана, и вероятно, скоро мы услышим из Баку о том, что именно Россия помешала окончательно решить карабахскую проблему.

Да и с Арменией теперь все не так, как было – отношение Еревана к Москве сильно ухудшилось за время войны, расчет армян на Россию не оправдался, и это еще аукнется. Россия горела желанием в этой войне удержать свое влияние и на Армению, и на Азербайджан, поскольку эти страны пусть по-разному, но важны для нее. Теперь же Москва уже потеряла одну, а скорее всего и обе. Все решило вмешательство Турции, которая хочет доминировать в этом регионе. Да и момент для этого выпал очень удачный – пандемия, выборы в США, последствия брекзита, кризис управляемости в ЕС, проблемы у Турции в НАТО, украинский и белорусский кризисы и кризис в отношениях России с Западом, наконец. Баку рискнул, победил в войне и тем самым поменял расклад сил в регионе.

Пока что Россия Южный Кавказ не потеряла, но отныне правила игры в регионе будут совершенно иными.

"