Posted 25 сентября 2021, 12:08

Published 25 сентября 2021, 12:08

Modified 7 марта 2024, 13:25

Updated 7 марта 2024, 13:25

Германию ждет новая коалиция и долгие переговоры после выборов

25 сентября 2021, 12:08
Сюжет
Выборы
За день до выборов в самой большой экономике Евросоюза – Германии – явного победителя не прослеживается. Наоборот – по последнему перед выборами опросу шансы социал-демократов и христианских демократов выровнялись. Теперь их отделяет арифметическая погрешность.

Елена Иванова

В Германии «дня тишины» нет, поэтому избирательная кампания продолжается до самого дня выборов. Сегодня кандидаты на пост канцлера и лидеры всех партий в последний раз выступают перед своими избирателями. В эпоху Ангелы Меркель это казалось данью традиции. Сегодня борьба за последнего избирателя - это насущная необходимость.

После 16 лет правления «мутти», как называют Меркель и в народе, Христианско-демократической партии остаются только политические руины. «Мамочка», или «мутти», все исправит, говорили в партии. Теперь она уходит, и в семье ХДС-ХСС начался раздрай. Партия из «клуба по выборам канцлера» превратилась группу ссорящихся между собой родственников. Борьба за выдвижение кандидата от ХДС-ХСС стоила христианских демократам первого места в избирательной гонке. Кандидат на пост канцлера Армин Лашет стал самым нелюбимым кандидатом партии. Партийная верхушка продавила Лашета на пост кандидата при упорном неприятии рядовых членов. Теперь три четверти поддерживающих в стране ХДС считают главу правительства Северного Рейна - Вестфалии самым неудачным кандидатом. На прошлых выборах Меркель на телевизионные дебаты не ходила: мол, не царское, то есть не канцлерское, это дело. На нынешних выборах Лашет из телевизионных студий не вылезает, но это ему мало помогает. Его конкурент Олаф Шольц после каждых дебатов набирает в три раза больше голосов, чем сам Лашет.

Кандидат от «зеленых» Анналена Бербок начала кампанию очень бодро – с 28% поддержки. Казалось, что страна может получить первое «зеленое» правительство за всю историю ФРГ. Как и Лашету, ей тоже пришлось посостязаться на внутрипартийных «праймериз». Бербок выиграла у сопредседателя партии «зеленых» Роберта Хабека несмотря на то, что, в отличие от него, у нее правительственного опыта не было. Но удача продолжалась недолго. После скандала с недоуплатой налогов и плагиата в книжке рейтинг политика резко упал. Немцы фокусов с налогами и нечестностью не прощают. Анналена сейчас третья в гонке. 16% не дают ей никакого шанса на успех, и «зеленые» опять перешли в положение кандидата на «младшего партнера» в будущей коалиции.

«Выстрелил» на выборах кандидат от социал-демократов Олаф Шольц. Такого от партии с 15% голосов не ожидал никто. Когда Шольц еще в апреле говорил, что он выиграет выборы, люди либо сочувственно молчали, либо крутили у виска. Никто не верил, что партия с рейтингом в два раза ниже, чем у конкурентов, может подняться на первое место в гонке. Говорят, что произошло это потому, что центристское и левое крыло перестали «собачиться» и объединились в борьбе за власть. Возможно, что общество устало от Меркель и ее политики центра. Еще одной причиной может быть и то, что немцы, наоборот, хотят продолжения спокойной жизни. Не зря именно Шольца, а не Лашета наблюдатели называют Меркель 2.0.

Кажется, что исход выборов предрешен? Не совсем. Точнее, он совсем не ясен. У Шольца личный рейтинг сейчас 32% против 12% Анналены Бербок и 12% Армина Лашета. Но выбирают в Германии не канцлера, а партию, которая по большинству голосов в Бундестаге и сформирует правительство. Здесь у лидера гонки Шольца партийный рейтинг 25%, а у нелюбимого Лашета - 22%. Еще один опрос показывает, что христианские демократы набирают 23%. Кандидаты идут ноздря в ноздрю, и кто победит, решат 16% не определившихся на этих выборах. Они заявили, что примут решение в день выборов. Теоретически все три партии могут получить мандат на формирование правительства. Практически борьба пойдет между СДПГ и ХДС-ХСС за каждый голос.

Хорошая новость для мира и немцев в том, что праворадикальная «Альтернатива для Германии» набирает по опросам не более 11% голосов. Ее сторонники в бывшей ГДР, давшие партии треть голосов в парламентах земель и позволившие АдГ на равных бороться против ХДС-ХСС и традиционно сильной Левой партии, общегерманского тренда против радикальных течений как справа, так и слева не переломили. Это означает, что в Бундестаге хотя и будут выступления против беженцев и мер пандемии, но они останутся шумом и не приведут ни к каким изменениям. На такой настрой избирателей повлияли решительные действия правительства против откровенно фашистского крыла, которое власти заставили партию распустить, а Федеральное агентство по защите конституции будет за его бывшими членами еще и присматривать.

Но как бы ни боролись партии и их кандидаты, еще одной сенсации избежать не удастся. Впервые за всю послевоенную историю в правительстве будут представители не двух, а трех партий. Такое в Германии практикуется на уровне федеральных земель, но не в федеральном правительстве.

Социал-демократы не пойдут на «большую коалицию» с христианскими демократами. Этого не допустят «левые» в партии. Уже в прошлый раз руководство СДПГ перегнуло партию «через колено», практически плетками заставив войти в коалиционное правительство. С этот раз этот номер не пройдет. А раз так, то победителю выборов предстоят тяжелые и длительные переговоры по формированию кабинета.

Есть три возможных варианта нового правительства: «красные-красные-зеленые», «светофор» (СДПГ –«зеленые»- Свободные демократы) и «Германия» (ХДС-ХСС -СДПГ -Свободные демократы).

В любом случае, либералы и зеленые становятся «делателями короля».

Либеральная партия «Свободные демократы» заявляет о том, что готова на коалицию с ХДС/ХСС, а с «зелеными» у лидера партии Кристиана Лиднера большие содержательные противоречия.

ХДС/ХСС уже которую неделю подряд пугает избирателей социализмом в лице СДПГ-Зеленых-Левой партии. Насколько немцы страшатся коммунизма, покажут выборы. Пока ясно, что и Олафу Шольцу с левыми неуютно. В отличие о них, он хочет оставаться в НАТО, иметь американские базы в Германии и не хочет национализировать строительные и девелоперские концерны, которые подняли цены на аренду в немецких городах до небес.

Левые, в свою очередь, свои претензии против капитализма в свете возможного участия в правительстве поубавили и людей любовью к Путину и ненавистью против военщины не пугают. Тем более, если они останутся на своих жестких позициях, у Шольца всегда есть джокер в виде Свободных демократов, да и прогнозы у Левых не очень – с намечающимися 6% они едва-едва, бочком проходят в Бундестаг. Тогда их участие в кабинете будет, скорее, символическим. Видимо, поэтому Олаф Шольц спокоен- в управлении страной левые мешать не будут, а свои левые в партии будут удовлетворены.

У ХДС/ХСС выбор значительно сложнее. Что делать, если христианские демократы окажутся на втором месте? Пока Лашет заявляет, что правительство меньшинства он делать не будет, уж лучше оппозиция. Но оппозиция означает для него политическую смерть. Партия не простит ему поражения. Поэтому аналитики думают, что ХДС/ХСС захочет сформировать кабинет при любом результате.

Схожее положение и у Олафа Шольца. Победа и формирование кабинета для него единственный шанс остаться в политике.

Так что, по большому счету, в Германии идет «гонка политических смертников», а ее девиз: «Или пан, или пропал».

Подпишитесь