Posted 25 августа 2022, 10:45
Published 25 августа 2022, 10:45
Modified 7 марта, 11:56
Updated 7 марта, 11:56
Общепризнанным для масс-медиа фактом является дешевизна электроэнергии, вырабатываемой в России по сравнению с другими странами мира. А как обстоят дела на самом деле? – задались вопросом эксперты канала «Экономика. Разбор полетов». Оказалось, что в конце 2021 года в мировом рейтинге, по данным статистического портала Globalpetrolprices.com, Россия занимала только 51-е место (средняя цена за 1 КВт*ч – $0,085), тогда как лидируют там три страны с наиболее дешевым электричеством – Судан, Ливия и Ливан.
Правда, есть и иная точка зрения на этот счет. Так, британская компания Cable.co.uk провела в прошлом году исследование, в ходе которого анализировала 3883 энерготарифа по всему миру. Лидерами здесь стали Ливия, Ангола и Судан, тогда как Россия оказалась на 22-м месте (1 КВт*ч - $0,050).
Зато по меркам Европы у нас действительно недорогое электричество. По данным того же Globalpetrolprices.com Россия заняла 4-е место среди европейских государств (дешевле только в Молдавии, Украине и Белоруссии), А по данным Cable.co.uk – и вовсе первое!
Для сравнения, жители Западной Европе платят за киловатт-час в разы дороже россиян. Больше всех - датчане ($0,393), немцы ($0,342) и голландцы ($0,338).
В связи с этим эксперты канала задались вопросом, как может Россия распорядиться своим конкурентным преимуществом в наличии дешевой электроэнергии?
Во-первых, это майнинг криптовалют. Этот процесс методом Proof-of-Work требует огромных вычислительных мощностей и затрат электроэнергии. По оценке Российской ассоциации криптоиндустрии и блокчейна, он может обеспечить отечественному ВВП порядка $15 млрд в год.
Во-вторых, Россия могла бы стать всемирным хранилищем данных.
Огромное количество электричества уходит обеспечение центров обработки данных (ЦОД). По оценке Международного энергетического агентства, в 2020 году все ЦОД потребили 1% мирового электричества (200–250 тераватт-час). Стоит ли говорить, что эти показатели будут только расти: объем хранимых цифровых данных в 2012–2020 годах вырос в 10 раз (с 6,5 до 64,2 зеттабайт) и до 2025-го увеличится еще втрое. Плюсом для России является холодный климат в энергоизбыточных регионах. Россия может в ближайшие 5 лет занять до 5% мирового рынка обеспечения ЦОД.
В-третьих, наша страна могла бы развивать энергоёмкую металлургию и производство кремния и редкоземельных металлов.
Доля электроэнергии в себестоимости конечной продукции не так уж велика: по расчетам KPMG, в черной металлургии она в среднем составляет 8%, в цветной – 20%, в химическом производстве – 10%, добыче сырья для ТЭК – 9%. Однако плавка алюминия является чемпионом по этому показателю – до 38%. При производстве кремния и редкозёмов доля электроэнергии в себестоимости может быть ещё выше.
И, наконец, в-четвертых, развивать производство минеральных удобрений.
Современные технологии требуют всё больше электроэнергии и у России есть все возможности занять значительную долю на этом рынке.