Posted 25 августа 2022,, 08:57

Published 25 августа 2022,, 08:57

Modified 7 марта, 11:56

Updated 7 марта, 11:56

Плохой хороший человек. Как русские люди умеют сочетать в себе имперскость и анархизм

Плохой хороший человек. Как русские люди умеют сочетать в себе имперскость и анархизм

25 августа 2022, 08:57
Фото: Соцсети
С одной стороны, русские люди пытаются иметь как можно меньше дел с государством, с другой – заражены всеми штампами государственной пропаганды.

Алексей Зубилин

Еще классики русской литературы и общественной мысли отмечали весьма любопытную черту своих соотечественников, которые спасаясь от гнета тоталитарного государства шли и шли в леса, в тайгу, в Сибирь, лишь бы их оставили в покое. Однако и государство не отставало и так или иначе, прибирало к рукам хозяйства своих беглых граждан. В итоге, спустя несколько веков, сложился уникальный, чисто русский психотип. Его обладатель всеми силами стремится освободится от государственного диктата, однако при этом, он с детства подвергается диктату государственной пропаганды. И получается, что сократив до минимума свою зависимость от властей, он в то же время, подсознательно разделяет их вполне людоедские убеждения. Питерский публицист и блогер Вера Соколинская, путешествуя со своим мужем по Ладожскому озеру познакомилась с человеком, в полной мере воплощающем в себе эту противоречивую природу:

«Не ездим в поездах - нет разговоров со случайным попутчиком, редко общаемся с людьми иного круга (тонок наш слой, но вглубь не хочется) - 3 дня на Ладоге неожиданно провели со сломавшим весло рыбаком. (Впервые видела, чтобы от весла остался только черенок с уключиной, остальное- в щепки).

Ладога - показатель питерской коммуникабельности: если на острове палатка - никто не причаливает: иногда высадятся с другой стороны острова - увидят человека - извинительный «добрый день» и бегом. Да, мы каждый сам себе остров, а лучше - архипелаг).

И вот сидим на краю света под звездами со случайным человеком, для которого общение мучительно, но надо терпеть (мой благоверный так радовался, что по сравнению с кем-то и он разговорчив).

20 лет рыбачит в одиночку. Думала, одинокий - нет, жена есть, «но она не любит походов», «как вы, все ездит по другим странам».

На маленькой лодочке: сдутая она помещается на тележку, рюкзачище на плечи и так на электричке... Идет по открытой Ладоге на веслах – «привык». «Один ни от кого не зависишь».

Иногда бывает случайная компания, за 20 лет вспомнил двоих. Один поляк. «Поляк, представляете, книгу у нас пишет! Хотя они нас почему-то не очень любят...» - тут я взвилась, как ошпаренная, ибо очень хорошо знаю почему.

И вот сидит такой милый человек, с добрыми глазами:

- Да нет, Катынь - это ж немцы их расстреляли. (Как-то мимо него прошло признание!!! Но мягкий человек, спорить не хочет – «не слышал».

- Не было никакого совместного парада, это же все выдумки: Секретные протоколы Сионских мудрецов («Вы уже перестали пить коньяк по утрам?»)

И не агрессивный совсем человек, абсолютно чуждый империи, любящий свою лодочку и знающий про рыбу - а остальное как-то пропустил. Просто верит, что «все будет хорошо» и улыбается. (Не то, что я, язва саркастичная).

И почему он, в сущности, должен знать историю? - я же вот так плавать не умею. В сущности, только книжки читать и умею.

Слава богу, политикой не интересуется, сбегает от государства к своим рыбам, мокнет в палатке, в кашу со сгущенкой добавляет майонез, зимой один на лыжах, летом - на лодке. Это ж как любимый мной «Апокалипсис» Гибсона!

Напомнил мне, с одной стороны, «Утиную охоту» Вампилова, с другой - героев докуменалки «Счастливые люди»: живут на Енисее люди охотой и рыбалкой, без денег и государства. Вот оно, самостоянье человека, за которое ратуем абстрактно. Нет, мы хотим, чтобы он еще не повторял ерунды!

Это ж как навесили на всех, что надо знать всю ерунду, что убивают, и иметь мнение по любому поводу (а ни образования, ни времени, ни навыков анализа) - вот обыватель все свои мнения из телевизора и берет. Куда лучше бы, если просто «не знаю».

Вот все клеймят политическую пассивность: да помилуйте, лучше бы у многих ее не было, не участвовали бы во зле и обмане (раз уж не дали им инструмента мысли, опыта). Управляли уже кухарки государством, а ученые картошку убирали.

Терпеть не могу «Хороший человек не профессия»; так к профессионалам по делу, а хороших людей побольше бы.

Спорить не стали. Мы вино пьем, разговорились, а он - компот и все молчаливей.

Днем пока пережидали непогоду, они с благоверным сделали-таки ему весло! О, наш креатив резьбы по пластиковым бутылкам (а они еще термоусаживаются) - и он почти по-английски уплыл, несмотря на волну!

Мы потом сделали крюк км в 30 - привезли ему новые весла.

Не снимают у нас кино про таких кочевников. Как уходят они в дикие условия (американский фильм «В диких условиях»). Нет на них Джека Лондона, а есть только высокомерная злость интеллигенции на необразованность и пассивность. А про добрые глаза, детскую улыбку и такую невероятную любовь к рыбалке и одиночеству, к сидению в темноте под звездами, как Ёжик с Медвежонком в одном лице, безбашенность в борьбе с пучиной...

Чеховский такой мотив, жизнь шире представлений, и всё мы «на любителя», и кругом – «плохой хороший человек».

Всё по сравнению: сколько лезут во власть организовывать жизнь за счёт других! Так много идущих по головам и чужим жизням, за деньгами, звёздочками, льготами, статусом, что иногда кажется, что неучастие - уже благо…»

Это эссе вызвало множество откликов, и почти все они были критическими по отношению к герою повествования. Ведь не секрет, что именно политика (в изначальном, древнегреческом смысле этого слова) и превращает человека стадного, находящегося во многом во власти животных инстинктов, которые так любит поощрять в своих гражданах любая тоталитарная власть – в человека социального, а стало быть – свободного. Вот только несколько из читательских замечаний на этот счет:

- То есть, он как бы живёт вне государства, однако пенсию или зарплату, наверное, получает, зиму в тёплой квартир с женой, не в землянке. И пропаганду впитал, а на несправедливость в государстве ему плевать. Ненавижу таких людей! Все им должны дать другие - и квартиру, и тепло, и дороги, и электрички, а он будет рыбу ловить и думать: я тут ни при чем. Типа, я армию отслужил (не в Чечне ли на войне?), я пенсию заработал, работал на государство честно, и оставьте меня в покое. Обычный обыватель, только не в огороде, а на рыбалке. А жизнь в государстве должен организовывать для таких кто-то другой!

- Жуть какая. «Историей и политикой не интересуюсь, но точно знаю, что Катынь и совместный парад, разумеется, неправда». Мрак...

- Я уже устал от таких честных людей. Не каждому жертвовать своей жизнью, но бездеятельность и трусость - это неприятно. Такой не спасет в человеческой ситуации. Лодку вытащит и руку перевяжет. А чиновников и бандитов испугается. Такие люди всегда есть и останутся. Я уже уверен, что время подставлять вторую щеку (садиться в тюрьму за мирный процесс) уже прошло. И для меня еще важны основные столпы нашего демократического пути: частная собственность, а не общенародная и чиновничья. Важны неотделимые от человека естественные прав.

- Всё-таки у него есть ответы на вопросы истории, и ответы пропагандистского штампа. О, как щупальцы лжи расползлись! Сколько нас, трезвомыслящих? И что надо для трезвомыслия? Духовная честность, мужество противостоять, выбрать, почувствовать информацию. Кино и литература лишь в малой толике отображают жизненное разнообразие. Просто иногда прочитанное опережает пережитое. И как один и без запасного весла?

Впрочем, были и такие мнения, отражающие столь же расхожее, сколько и порочное с демократической точки зрения мнение о том, что политикой должны заниматься профессионалы, а все остальные вкушать ее плоды:

- Каждый должен заниматься своим делом, политики должны заниматься политикой, экономисты экономикой. Зачем ненавидеть кого-то за то, что он не желает вмешиваться в то, в чём не понимает? Да, он платит налоги, или платил, да, он платит за коммунальные услуги. Что человек ещё кому-то должен? Вот он и живёт ради того, в чем и есть, по сути, смысл жизни - ради счастья, а у каждого оно своё, у кого-то в рыбалке на острове, у кого-то в шумной тусовке в ночном клубе. Все люди разные, если их всех ненавидеть за то, что они разные, то вам нервной системы на долго не хватит.

"