Posted 25 июля 2017, 11:18
Published 25 июля 2017, 11:18
Modified 8 марта, 01:47
Updated 8 марта, 01:47
Мартин Лютер — человек, реформировавший Церковь, переводчик Библии, национальный герой Германии. Почему же тогда он часто изображался в виде пьяницы, диковинного монстра, черта и самого Сатаны? – таким вопросом задается историк Сергей Зотов.
«В этом году Германия и весь мир празднуют юбилей триумфа Мартина Лютера. 31 октября 1517 г. полулегендарному Тезенаншлагу — так немцы называют момент, когда реформатор прибил свои 95 тезисов против папства на ворота церкви в Виттенберге — исполняется 500 лет. Кажется, впрочем, что мир, а уж тем более Германия, за этот год уже устали от Лютера. В каждом, даже самом маленьком немецком городке сейчас обязательно идут одна-две выставки про немецкого реформатора. В университетах все конференции посвящены переосмыслению наследия протестантизма. В до сих пор, в общем-то, наполовину католической стране с экранов телевизоров то и дело говорят о том, что Мартин Лютер объединил Германию и сделал ее истинно протестантской. Даже в лютеранскую кирху зайдете — а там на входе вам уже машет рукой Лютер из LEGO...»
Казалось бы, какое все это имеет отношение к нынешней политической ситуации в России?
Самое прямое.
Если, допустим, вспомнить Алексея Навального, тезисы которого против тотальной коррупции в стране вполне могут соперничать по своему резонансу с тезисами Мартина Лютера.
Если принять власть в России за церковную гегемонию Папы Римского в XVI веке, а Навального за религиозного реформатора. При известной натяжке сделать это можно, во всяком случае политического шума в России от деятельности Навального никак не меньше, чем в тогдашней Германии от деятельности Лютера.
И уж тем более похожи методы, которые применяют противоборствующие стороны, чтобы очернить друг друга. Более того, эти методы за полтысячелетия не изменились вообще. И Лютер, и Ватикан, и Навальный, и Кремль действуют совершенно одинаково.
Вот, к примеру, пропаганда в исполнении великого реформатора церкви:
«Изобретение печатного станка позволило Лютеру проводить эффективную пропаганду нового религиозного учения. В пространстве книжной гравюры, на изображениях ходящих по городам газет и листовок началась настоящая визуальная война лютеран против католиков. Чего только не увидишь на протестантских гравюрах и миниатюрах XVI века: человека, испражняющегося в папскую тиару; Сатану, науськивающего католиков против Лютера; Папу Римского в виде адского змия или верхом на семиглавом звере Апокалипсиса.»
А вот она же в исполнении католической церкви:
«Пожалуй, самым распространенным приемом сатиры Нового времени было представление врага в виде пособника нечистого. Необычную самопародию использовал францисканец Томас Мурнер, в 1522 году выпустивший пасквиль против лютеран. В иллюстрациях к нему протестантское движение олицетворялось паяцем, а сам Мурнер изображался в виде демонического кота-монаха (таким его, согласно созвучию фамилии со словом «Murrnarr» — «дурокот» — рисовали противники-лютеране), вытягивающего демонов изо рта Реформации. Сам Лютер тоже появился на страницах этой книги: он умирает, после чего его хоронят в отхожем месте. С его смертью, как надеялся Мурнер, погибнет и паяц, то есть сама Реформация.
Католики рисовали и самого Лютера помощником Сатаны. К примеру, на листовке, вышедшей около 1520 г., реформатор изображен как помощник Люцифера, готовящий вместе с чертями зелье из лжи, неверия, зависти, высокомерия и другого зла для отравления мира. В «Каталоге еретиков» 1523 г. дается отпор нарастающему культу почитания Лютера: его статуя изображается как адский столб, к которому прикован томящийся в преисподней богослов».
Судя по тому, как стремительно победила лютеровская Реформация в Германии, такого рода пропаганда убедила явно не всех.
А вот что происходит в России в противостоянии Навальный vs Кремль. Выложит оппозиционер ролик, изобличающий очередного коррупционера, Кремль сразу же отвечает тем же. Причем в той же стилистике: он нам про «Димона», мы ему про «Кировлес».
Он нам про авторитаризм, мы ему...
В XXI веке испугать кого-либо дьяволом будет, пожалуй, трудновато, зато можно попугать Гитлером.
В апреле этого года на YouTube появился ролик «Гитлер 1945/Навальный 2018 — МОЖЕМ ПОВТОРИТЬ!», в котором оппозиционера не только сравнили с фашистским лидером словесно, но и пририсовали ему свастику и приписали несуществующие цитаты, которые должны уличить его в любви к фашизму.
В ролике упоминались и реальные факты из прошлого Навального, когда тот участвовал в «Русском марше», сотрудничая с националистами, и призывал к легализации короткоствольного оружия, чтобы «бороться с тараканами». Но в целом запись носит явно пропагандистский характер, постоянно изображая политика в нацисткой форме и монтируя его высказывания в стилистике речей Гитлера на военных парадах. Опубликованное с анонимного аккаунта видео за сутки посмотрели полтора миллиона человек, и оно заняло вторую строчку в разделе «тренды».
Впрочем, при этом лайк под роликом поставили только 11 тысяч человек, а 113 тысяч пользователей проголосовали против него. Комментарии к видео были полны негатива по отношению к авторам ролика, и вскоре после публикации их закрыли. Были сообщения, что этот ролик даже показывают вместо рекламы в кинотеатрах. Как бы то ни было, оказалось, что дискредитирующий оппозиционера ролик возымел почти обратный эффект: интернет-аудитория сравнивала Навального с Гитлером только в шутках и так мило приписывала ему связи с фашистами, что над этим сложно не смеяться.
Вот только две из них:
«Если в фамилии Навальный убрать три буквы и заменить ещё пять, знаете, что получится? ГИТЛЕР!!! То-то и оно!»
И такая:
«А только взгляните на значок выхода из полноэкранного режима, который показывает YouTube во время показа роликов Навального. Ничего не напоминает? Какие ещё нужны доказательства?!»
В общем, ничего нового с Нового времени в искусстве пропаганды не изобретено, и все это можно свести к наипростейшему: у кого кулак крепче (или чей «Гитлер» громче), тот и прав.