Рус
Eng

Карантин, который ничему не учит, или Как изменилась жизнь россиян во время пандемии

Карантин, который ничему не учит, или Как изменилась жизнь россиян во время пандемии

Карантин, который ничему не учит, или Как изменилась жизнь россиян во время пандемии
Аналитика

25 июня 2020, 15:59
Фото: Twitter
Сидим дома!
Мы часто слышим и говорим о том, что жизнь после короны изменится. Но жизнь уже сильно изменилась, и она продолжает меняться изо дня в день.

Социологи центра Profi Online Rtsearch четыре недели подряд, с 13 апреля по 19 мая, опрашивали 2000 россиян об их настроениях, занятиях во время карантина о финансовом положении до и после него. Задавали вопросы о том, чем граждане занимались, что они покупали, что ели и чем себя развлекали. Интересовались, как изменились отношения в семье и с детьми, и сколько времени они могут продержаться на карантине в случае, например, второй волны.

Удивительные люди эти россияне. Несмотря на карантин и невозможность продолжать привычную жизнь, каждый четвертый чувствовал себя в безопасности и был спокоен. Если в середине апреля каждый второй опрошенный был положительно настроен, то к концу мая уже две трети респондентов чувствовали себя в безопасности и не видели причин для волнения. Самыми счастливыми были молодые люди от 18 до 24 лет. Многие из них – неженатые, хотя этот результат не удивляет. Удивительно другое – большинство счастливых людей даже во времена пандемии живут на Дальнем Востоке.

Доля зараженных среди опрошенных была ничтожно мала, да и среди их знакомых инфицированных было немного, хотя процент тех, кто лично знал заболевших, вырос с 2 в апреле до 10 в конце мая. Тем не менее, половина респондентов планируют сдать анализ при первой возможности. Чаще всех проходили тест опять самые молодые их опрошенных – респонденты из группы 18-24.

Наши граждане продолжали жить по поговорке "На бога надейся, а сам не плошай". 70% участников опроса регулярно мыли руки, соблюдали социальную дистанцию и не злоупотребляли походами в магазин. Половина носили маски на улице и протирали руки санитайзерами. 42% вообще не выходили из дома, 34% работали удаленно. По поводу служб курьерской доставки и заказов продуктов по интернету мнения разделились: 16% отказались от курьерской доставки, а 4%, напротив, полностью перешли на нее и отказались от походов в магазины. Велика вера респондентов и в народную медицину: каждый пятый пользовался народными средствами для поднятия иммунитета. Аптечным средствам доверяли только 16%. Видимо, скандалы с поддельными лекарствами глубоко укоренились в сознании соотечественников.

3% опрошенных не предохраняются вообще.

Главным источником информации о вирусе стал для респондентов Интернет. 80% читали новости о пандемии в Интернете, каждый второй в социальных сетях и мессенджерах. Традиционные СМИ проигрывают онлайну. На первом месте, конечно же, телевизор с 66%, но это все же меньше, чем интернет с 80%. Радио и газеты не набрали каждый и по 20%. Две трети россиян активно интересовались статистикой выявленных случаев и вводимыми карантинными мерами, а также прогнозами по развитию пандемии. Половина следила за развитием ситуации в других странах. Научные аспекты их интересовали значительно меньше – только каждый третий читал о достижениях в борьбе с вирусом, а также материалы о теориях его происхождения. Столько же полюбили юмор на тему короновируса и карантина. В мае опрошенные думали, что карантин продлится до конца месяца, но немного ошиблись. 44% считали, что ситуация с вирусом продлится до конца лета или дольше.

А что же деньги? 61% респондентов зарабатывали в период пандемии сами, у каждого третьего зарабатывал супруг или другой член семьи, у 15% источников дохода не было. С перспективами работы дела обстояли не так хорошо. 58% сообщили, что финансовая ситуация компании, в которой работали они сами либо члены их семьи, ухудшилась. Спрос на продукцию сократился, каждый пятый сообщил, что компания закрылась из-за карантина либо разорилась. Каждый десятый затруднился с ответом. Видимо, начальники и хозяева не откровенничают с сотрудниками.

Финансовое положение опрошенных стало менее стабильным уже в середине апреля, об этом рассказали 70%. В конце мая наметилась тенденция к еще большему ухудшению. Если в апреле у трети респондентов ситуация с деньгами не изменилась, но в концу мая стабильностью мог похвастаться только каждый четвертый. 47% участников опросов попали под сокращение зарплаты или дохода от бизнеса, каждый четвертый сообщил, что ему уменьшили бонусы, премии и надбавки. Зарплату чаще всего сокращали в городах-миллионниках. В Москве респонденты заметили снижение дохода от сдачи в аренду квартир. Но россияне не унывают. На вопрос: как Вы будете решать финансовые проблемы, каждый третий сказал, что будет искать дополнительный заработок. У каждого пятого были накопления, которые и пойдут в ход. И только 11 процентов надеялись получить господдержку. Впрочем, накоплений у россиян не так много. Около половины смогут прожить 3 месяца. Чуть больше 20% могут протянуть полгода. Лишь каждый десятый проживет на накопленное 9 и 12 месяцев соответственно.

Изменились и покупательные привычки опрошенных. Две трети искали в магазинах товары по спецпредложениям и скидкам или покупали в более дешевых магазинах. Они же откладывали деньги на «черный» день. Самыми запасливыми оказались опять самые молодые.

Продукты питания половина респондентов покупала те же, как и до пандемии. Другая половина предпочитала продукты с длительными сроками хранения, особенно в этом преуспели москвичи. В первую очередь, это касается молока и молочных продуктов, колбас и кисломолочных продуктов. В отличие от европейских потребителей, которые чаще покупали алкоголь, группа опрошенных вела себя разумно. Потребители сократили в своем рационе кондитерские изделия, алкоголь и другие напитки, а также снеки, соусы и приправы. В группу продуктов, от которых пришлось отказаться, попали не только вредные, но и необходимые каждому носители витаминов и микроэлементов. Каждый четвертый стал меньше есть свежих фруктов и рыбы.

Россияне продолжали работать и во время карантина, каждый третий опрошенный удаленно, другая треть ходила на работу, хотя и нерегулярно. Но не всем повезло: 15 процентов были в оплачиваемом или неоплачиваемом отпуске, а 7% уволили.

Неожиданно у людей появилось много времени. Во время карантина они либо смотрели кино и сериалы (65%), либо сидели в социальных сетях (55%), или смотрели телевизор (54%) или YouTube (53%). Одинаковое количество людей занимались генеральной уборкой и читали книги. 41% искали заработок, а 40% отсыпались. Опрошенные посвящали много времени своим хобби, например, готовке или рукоделию. Каждый пятый занимался спортом. Самообразованием или образованием занимались очень немногие. Поскольку человек-животное социальное, 46% пользовались приложениями для общения (WhatsApp, Skype, Zoom, Viber). Женщины общались больше мужчин (50% против 40%). Популярностью пользовались онлайн-кинотеатры. В Москве услугами доставки пользовалось в два раза больше людей (24%), чем в целом по стране (13%). Женщины больше занимались онлайн- самообразованием, а мужчины чаще вызывали такси по Интернету.

Только 11% респондентов покупали непродовольственные товары в онлайне. Из них во время карантина участники опроса продолжали чаще всего покупать одежду и обувь (48%). Каждый третий мужчина заказывал доставку телефонов и других гаджетов. Наиболее недоступными товарами в карантин были маски и бахилы – их хотели и не могли купить 49% россиян. В Москве 21% опрошенных сообщали о нехватке некоторых видов продуктов.

А вот школьное онлайн-образование провалилось. 83% родителей поставили удаленному обучению либо жирную двойку (59%), либо кол (24%). При этом отрицательный результат не менялся на протяжении всего периода исследования. Две трети родителей волнуются в этой связи по поводу результатов ЕГЭ или ОГЭ своих детей. Более трети считают, что результат станет незначительно хуже, а треть думает, что ухудшение будет весьма серьезным. И это при том, что в российских семьях есть достаточный опыт занятий детей а онлайн-режиме – почти 60% пользуются уроками рисования, спортивными занятиями или музыкой на регулярной основе, хотя и не уверены в их эффективности. Но 30% родителей не хотят, чтобы их дети занимались по Интернету. Они даже не планируют такой возможности для своих отпрысков. Отдыхали сами детки прогнозируемо: половина смотрела мультики или играла в компьютерные игры. Больше стали сидеть в соцсетях, смотреть телевизор или рисовать. Книги и развивающие игры занимали только каждого четвертого ребенка.В карантин половина респондентов отказалась от наземного общественного транспорта. Особенно пострадали каршеринг и электрички. Каждый десятый стал чаще вызывать такси.

Рассказали россияне, чем они научились в карантин. Каждый десятый стал лучше готовить, а больше 40% не научились ничему.

Что теперь изменится в жизни опрошенных?

82% останутся жить там, где живут сейчас. 6% начали присматривать собственный дом и хотят купить его до конца года. Больше половины отпуск либо не планируют, либо отказались от поездок. И только каждый десятый настаивает на привычном способе отдыхать. В этом году россияне предпочитают оставаться в своей стране (85%). Но если границы откроются, что больше трети (34%) отправится в Италию, каждый третий в США, Китай или Испанию или в другие европейские страны, а о Турции, Индии или Таиланде мечтают по 15 процентов опрошенных.

Жизнь продолжается.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter