Posted 25 июня 2020, 12:59

Published 25 июня 2020, 12:59

Modified 7 марта, 14:59

Updated 7 марта, 14:59

Карантин, который ничему не учит, или Как изменилась жизнь россиян во время пандемии

25 июня 2020, 12:59
Мы часто слышим и говорим о том, что жизнь после короны изменится. Но жизнь уже сильно изменилась, и она продолжает меняться изо дня в день.

Социологи центра Profi Online Rtsearch четыре недели подряд, с 13 апреля по 19 мая, опрашивали 2000 россиян об их настроениях, занятиях во время карантина о финансовом положении до и после него. Задавали вопросы о том, чем граждане занимались, что они покупали, что ели и чем себя развлекали. Интересовались, как изменились отношения в семье и с детьми, и сколько времени они могут продержаться на карантине в случае, например, второй волны.

Удивительные люди эти россияне. Несмотря на карантин и невозможность продолжать привычную жизнь, каждый четвертый чувствовал себя в безопасности и был спокоен. Если в середине апреля каждый второй опрошенный был положительно настроен, то к концу мая уже две трети респондентов чувствовали себя в безопасности и не видели причин для волнения. Самыми счастливыми были молодые люди от 18 до 24 лет. Многие из них – неженатые, хотя этот результат не удивляет. Удивительно другое – большинство счастливых людей даже во времена пандемии живут на Дальнем Востоке.

Доля зараженных среди опрошенных была ничтожно мала, да и среди их знакомых инфицированных было немного, хотя процент тех, кто лично знал заболевших, вырос с 2 в апреле до 10 в конце мая. Тем не менее, половина респондентов планируют сдать анализ при первой возможности. Чаще всех проходили тест опять самые молодые их опрошенных – респонденты из группы 18-24.

Наши граждане продолжали жить по поговорке "На бога надейся, а сам не плошай". 70% участников опроса регулярно мыли руки, соблюдали социальную дистанцию и не злоупотребляли походами в магазин. Половина носили маски на улице и протирали руки санитайзерами. 42% вообще не выходили из дома, 34% работали удаленно. По поводу служб курьерской доставки и заказов продуктов по интернету мнения разделились: 16% отказались от курьерской доставки, а 4%, напротив, полностью перешли на нее и отказались от походов в магазины. Велика вера респондентов и в народную медицину: каждый пятый пользовался народными средствами для поднятия иммунитета. Аптечным средствам доверяли только 16%. Видимо, скандалы с поддельными лекарствами глубоко укоренились в сознании соотечественников.

3% опрошенных не предохраняются вообще.

Главным источником информации о вирусе стал для респондентов Интернет. 80% читали новости о пандемии в Интернете, каждый второй в социальных сетях и мессенджерах. Традиционные СМИ проигрывают онлайну. На первом месте, конечно же, телевизор с 66%, но это все же меньше, чем интернет с 80%. Радио и газеты не набрали каждый и по 20%. Две трети россиян активно интересовались статистикой выявленных случаев и вводимыми карантинными мерами, а также прогнозами по развитию пандемии. Половина следила за развитием ситуации в других странах. Научные аспекты их интересовали значительно меньше – только каждый третий читал о достижениях в борьбе с вирусом, а также материалы о теориях его происхождения. Столько же полюбили юмор на тему короновируса и карантина. В мае опрошенные думали, что карантин продлится до конца месяца, но немного ошиблись. 44% считали, что ситуация с вирусом продлится до конца лета или дольше.

А что же деньги? 61% респондентов зарабатывали в период пандемии сами, у каждого третьего зарабатывал супруг или другой член семьи, у 15% источников дохода не было. С перспективами работы дела обстояли не так хорошо. 58% сообщили, что финансовая ситуация компании, в которой работали они сами либо члены их семьи, ухудшилась. Спрос на продукцию сократился, каждый пятый сообщил, что компания закрылась из-за карантина либо разорилась. Каждый десятый затруднился с ответом. Видимо, начальники и хозяева не откровенничают с сотрудниками.

Финансовое положение опрошенных стало менее стабильным уже в середине апреля, об этом рассказали 70%. В конце мая наметилась тенденция к еще большему ухудшению. Если в апреле у трети респондентов ситуация с деньгами не изменилась, но в концу мая стабильностью мог похвастаться только каждый четвертый. 47% участников опросов попали под сокращение зарплаты или дохода от бизнеса, каждый четвертый сообщил, что ему уменьшили бонусы, премии и надбавки. Зарплату чаще всего сокращали в городах-миллионниках. В Москве респонденты заметили снижение дохода от сдачи в аренду квартир. Но россияне не унывают. На вопрос: как Вы будете решать финансовые проблемы, каждый третий сказал, что будет искать дополнительный заработок. У каждого пятого были накопления, которые и пойдут в ход. И только 11 процентов надеялись получить господдержку. Впрочем, накоплений у россиян не так много. Около половины смогут прожить 3 месяца. Чуть больше 20% могут протянуть полгода. Лишь каждый десятый проживет на накопленное 9 и 12 месяцев соответственно.

Изменились и покупательные привычки опрошенных. Две трети искали в магазинах товары по спецпредложениям и скидкам или покупали в более дешевых магазинах. Они же откладывали деньги на «черный» день. Самыми запасливыми оказались опять самые молодые.

Продукты питания половина респондентов покупала те же, как и до пандемии. Другая половина предпочитала продукты с длительными сроками хранения, особенно в этом преуспели москвичи. В первую очередь, это касается молока и молочных продуктов, колбас и кисломолочных продуктов. В отличие от европейских потребителей, которые чаще покупали алкоголь, группа опрошенных вела себя разумно. Потребители сократили в своем рационе кондитерские изделия, алкоголь и другие напитки, а также снеки, соусы и приправы. В группу продуктов, от которых пришлось отказаться, попали не только вредные, но и необходимые каждому носители витаминов и микроэлементов. Каждый четвертый стал меньше есть свежих фруктов и рыбы.

Россияне продолжали работать и во время карантина, каждый третий опрошенный удаленно, другая треть ходила на работу, хотя и нерегулярно. Но не всем повезло: 15 процентов были в оплачиваемом или неоплачиваемом отпуске, а 7% уволили.

Неожиданно у людей появилось много времени. Во время карантина они либо смотрели кино и сериалы (65%), либо сидели в социальных сетях (55%), или смотрели телевизор (54%) или YouTube (53%). Одинаковое количество людей занимались генеральной уборкой и читали книги. 41% искали заработок, а 40% отсыпались. Опрошенные посвящали много времени своим хобби, например, готовке или рукоделию. Каждый пятый занимался спортом. Самообразованием или образованием занимались очень немногие. Поскольку человек-животное социальное, 46% пользовались приложениями для общения (WhatsApp, Skype, Zoom, Viber). Женщины общались больше мужчин (50% против 40%). Популярностью пользовались онлайн-кинотеатры. В Москве услугами доставки пользовалось в два раза больше людей (24%), чем в целом по стране (13%). Женщины больше занимались онлайн- самообразованием, а мужчины чаще вызывали такси по Интернету.

Только 11% респондентов покупали непродовольственные товары в онлайне. Из них во время карантина участники опроса продолжали чаще всего покупать одежду и обувь (48%). Каждый третий мужчина заказывал доставку телефонов и других гаджетов. Наиболее недоступными товарами в карантин были маски и бахилы – их хотели и не могли купить 49% россиян. В Москве 21% опрошенных сообщали о нехватке некоторых видов продуктов.

А вот школьное онлайн-образование провалилось. 83% родителей поставили удаленному обучению либо жирную двойку (59%), либо кол (24%). При этом отрицательный результат не менялся на протяжении всего периода исследования. Две трети родителей волнуются в этой связи по поводу результатов ЕГЭ или ОГЭ своих детей. Более трети считают, что результат станет незначительно хуже, а треть думает, что ухудшение будет весьма серьезным. И это при том, что в российских семьях есть достаточный опыт занятий детей а онлайн-режиме – почти 60% пользуются уроками рисования, спортивными занятиями или музыкой на регулярной основе, хотя и не уверены в их эффективности. Но 30% родителей не хотят, чтобы их дети занимались по Интернету. Они даже не планируют такой возможности для своих отпрысков. Отдыхали сами детки прогнозируемо: половина смотрела мультики или играла в компьютерные игры. Больше стали сидеть в соцсетях, смотреть телевизор или рисовать. Книги и развивающие игры занимали только каждого четвертого ребенка.В карантин половина респондентов отказалась от наземного общественного транспорта. Особенно пострадали каршеринг и электрички. Каждый десятый стал чаще вызывать такси.

Рассказали россияне, чем они научились в карантин. Каждый десятый стал лучше готовить, а больше 40% не научились ничему.

Что теперь изменится в жизни опрошенных?

82% останутся жить там, где живут сейчас. 6% начали присматривать собственный дом и хотят купить его до конца года. Больше половины отпуск либо не планируют, либо отказались от поездок. И только каждый десятый настаивает на привычном способе отдыхать. В этом году россияне предпочитают оставаться в своей стране (85%). Но если границы откроются, что больше трети (34%) отправится в Италию, каждый третий в США, Китай или Испанию или в другие европейские страны, а о Турции, Индии или Таиланде мечтают по 15 процентов опрошенных.

Жизнь продолжается.

Подпишитесь