Posted 25 мая 2020,, 11:07

Published 25 мая 2020,, 11:07

Modified 7 марта, 14:57

Updated 7 марта, 14:57

Ошибка-2017: мировая фармацевтика недооценила угрозу коронавируса

Ошибка-2017: мировая фармацевтика недооценила угрозу коронавируса

25 мая 2020, 11:07
В 2017 году Евросоюз выступил с предложением ускорить разработку вакцин против таких патогенов, как коронавирус – это позволило бы встретить новые вспышки во всеоружии. Однако ведущие фармацевтические компании отвергли идею, сообщает The Guardian.

Ирина Зиганшина

Поиски виновных в том, что человечество оказалось не готово к пандемии коронавируса, все чаще приводят к обвинениям в адрес фармацевтической промышленности, которой малоинтересна разработка новых методов лечения инфекций, пока есть такой богатый рынок, как хронические заболевания.

Новое доказательство равнодушия Биг Фармы к пандемиям содержится в докладе, опубликованном Corporate Europe Observatory (CEO) –исследовательским центром, который изучает расходование средств Евросоюза с целью предотвращения корпоративного лоббирования. Как сообщается в этом докладе, три года назад представители Европейской комиссии, участвующие в Innovative Medicines Initiative (IMI) – проекте, который призван поддерживать передовые медицинские исследования, – выступили с предложением ускорить усилия по разработке вакцин. Такие исследования могли бы«способствовать разработке и утверждению регулятивными органами вакцин против главных патогенов до того, как произойдет вспышка болезни», объясняли свою инициативу члены Еврокомиссии.Однако представители фармацевтических компаний, также входящие в IMI, отвергли эту идею.

Проект IMI существует на деньги Евросоюза и частные пожертвования, а его руководящий совет, помимо должностных лиц Еврокомиссии, входят представители Европейской федерации фармацевтической промышленности (EFPIA), объединяющей некоторые крупнейшие компании, в том числе Glaxo Smith Kline, Novartis, Pfizer, Lilly и Johnson&Johnson.

Проект «биоготовности», который Еврокомиссия пыталась провести в 2017 году, включал в себя усовершенствование компьютерного моделирования и анализа моделей тестирования на животных – это способствовало бы более быстрому утверждению вакцин в регулирующих органах. Пытаясь убедить представителей Биг Фармы принять предложение, члены Еврокомиссии подчеркивали, что для отрасли это означало бы «огромную экономию затрат, поскольку проекты IMI дублируют работу, которую отдельные компании должны были бы сделать в любом случае».

Однако, как следует из протокола заседания руководящего совета IMI, предложение не было принято. Кроме того, IMI отказалась от идеи финансировать проекты совместно с Coalition for Epidemic Preparedness Innovations – организацией, которая занимается такими заболеваниями, как БВРС и ТОРС (оба заболевания – коронавирусной природы), снова продемонстрировав, что больше ориентирована на рынок.

По данным Bloomberg Intelligence, в прошлом году 20 крупнейших фармацевтических компаний мира осуществили около 400 новых исследовательских проектов. Около половины из них были сосредоточены на лечении рака, и только 65 – на инфекционных заболеваниях.

Как говорится в новом докладе, влияние Биг Фармы на IMI привело к тому, что ее отраслевые интересы окончательно стали приоритетными: 17 нынешних проектов IMI связаны с болезнью Альцгеймера, 12 – с диабетом, 10 – с раком. Учитывая рыночный потенциал, неудивительно, что в эти исследования вкладываются огромные средства. При этом разработки в области многих болезней, лечение которых не приносит особых дивидендов, – связанные с бедностью или непрогнозируемыми вспышками вроде коронавируса, –­ отошли на второй план.

Что касается нового коронавируса, то сейчас клинические испытания проходят по меньшей мере восемь потенциальных вакцин, однако это не означает гарантии успеха. Так, например, у одной из самых перспективных вакцин, той, что разрабатывается в Оксфордском университете, шансы на то, что она будет одобрена к использованию, – пятьдесят на пятьдесят, считают эксперты.