Posted 25 апреля 2019,, 16:31

Published 25 апреля 2019,, 16:31

Modified 7 марта, 16:14

Updated 7 марта, 16:14

Запрос на взросление: как меняются постсоветские общества

Запрос на взросление: как меняются постсоветские общества

25 апреля 2019, 16:31
Сегодня в нашей стране запрос на перемены превышает страх перемен, поскольку в обещания роста благосостояния никто не верит

Очень интересный пост, в котором автор анализирует события последних лет на постсоветском пространстве, оставил в ФБ известный украинский публицист Юрий Христианзен:

«Социальный возраст определяется путем сравнения уровня социального развития человека со среднестатистической нормой для его сверстников. Социальный возраст связан с социальными изменениями, которые происходят в психике человека. К ним относятся важнейшие жизненные события, так называемые социальные часы, определяющие мировоззрение человека, его отношение к жизни (с).

- Советское государство пыталось регламентировать все сферы человеческой жизни. Социальные часы homo sovieticus были расписаны от рождения до смерти. Выбирать можно было среди ограниченного круга профессиональной, экономической, общественной и политической активности. Любые попытки несанкционированных индивидуальных и коллективных действий пресекались. Даже пассивный уход от советской действительности карался статьей в УК.

В этих условиях сформировался человек, который даст фору любому по навыкам выживания, но при этом совершенно беспомощен во всем, что касается развития. Мы учились копить и доставать, вместо того, чтобы учиться зарабатывать и покупать. Бестселлерами в СССР были "1000 мелочей" и "100 способов применения старых колготок". У нас всегда с собой была "авоська", само название которой говорит о социальных часах советского человека - от одного "авось" до другого.

Из нас растили Маугли - профи в жестко регламентированной среде и абсолютных детей в свободном конкурентном обществе. Когда нам дали свободу и конкуренцию, мы повели себя как дети. Появилась свобода инвестиций - понесли деньги в МММ. Появилась свобода веры - начали заряжать тазики перед телевизором. Появилась политическая свобода - начали искать новых родителей, который вернули бы нам бесшабашную детскую жизнь безо всяких лишних свобод.

- В период дезориентации общество обращается к своей культуре - набору норм, ценностей, устойчивых моделей поведения. Страны Балтии сохранили культуру развития и достаточно быстро вернулись к рынку. Культура стран Средней Азии и Закавказья привела их к калейдоскопу авторитарных режимов. Российская культура сформировала зарос на большевиков, а потом на чекистов. Беларусь выбрала "батьку", а Украина и Молдова поделились на сословия.

Во всех постсоветских странах общество взрослеет. Но изменение социального возраста происходит неравномерно. Более старшие ратуют за движение вперед, а участники младшей подготовительной группы хотят возврата в свое безмятежное детство. В ряде стран похожее расслоение произошло между homo sovieticus и носителями досоветской культуры на "присоединенных" к СССР территориях. Но при этом взрослеют все, вне зависимости от региона и традиций.

- Интересную интерпретацию взросления российского общества услышал в интервью Анастасия Николская (Anastasia Nikolskaya). Сначала детей-Маугли выбросили выживать в условиях рынка. Потом детвора хотела вернуть коммунистов, но их остановили взрослые старой формации, повзрослевшие "реальные пацаны" и примкнувшая к ним интеллигенция. Потом дети добровольно согласились обменять ненужную свободу на "порядок и рост благосостояния".

В начале десятых повзрослевший средний класс больших городов попытался эту свободу вернуть. Но он был мал, неорганизован и слабо понимал, чего хотел. Взрослые из бывшей советской структуры, которая раньше отвечала за пропаганду и порку детей, быстро восстановили порядок и еще сильнее ограничили свободы. А потом эта структура предложила детям покататься на красивой машинке. Что характерно, многие подростки и взрослые примкнули к их стройным рядам.

Они гоняли без правил, зацепили несколько иномарок и раскатали в грязь часть соседнего детского сада. Потом оказалось, что за бензин нужно платить, машину ремонтировать, а за нарушение правил начинают выставлять счета. Сначала доморощенные взрослые обещали импортозамещение, а потом начали отбирать пенсии, повышать налоги и заниматься прочими непотребными делами. Дети обиделись и показали взрослым фигу на региональных выборах.

- Сегодня запрос на порядок прошел. В России впервые запрос на перемены превышает страх перемен. В обещания роста благосостояния никто не верит. На машинке покатались - надоело. Теперь хотят справедливого будущего, но с детским уклоном. Те рыночные блага, которые уже вкусили, пусть остаются. Желаемую справедливость пусть кто-то принесет. Ответственность готовы нести в виде привычного "потерпеть". Участвовать тоже готовы, но не знают как.

Нынешние российские взрослые с эти запросом не справляются. Во-первых, им не верят. Во-вторых, взрослые продолжают видеть в социально подросшем обществе детей. В результате в президентских рейтингах (это уже по другим соцопросам) после действующего президента и министра обороны следует бывший КВНщик Слепаков. Ничего не напоминает? Ему бы еще сериал снять про справедливое будущее и точно побьет всех президентов.

- Социальный возраст жителей Украины, несмотря на разошедшуюся траекторию развития, удивительно напоминает возраст российских сверстников. Это одна из причин оккупации Крыма и войны на Донбассе. Взрослые берегут свой семейный бизнес пороть и обманывать детей на вверенной им территории. Но, во многом стараниями этих взрослых, в Украине сейчас происходит смелый социальный эксперимент по передаче власти в стране подросткам.

Ситуация сравнима с началом 90-х с той разницей, что дети повзрослели. Они либо справятся с задачей, либо опять начнется ревизия и откат назад. Лепестками роз никто путь посыпать не будет. В Грузии подобный эксперимент проводила команда реформаторов и визионеров. В тот раз дети не успели повзрослеть и при первой возможности проголосовали за нового "заботливого отца". Посмотрим, чем закончится эксперимент в Украине.

А часики тик-так...»

"