Posted 25 марта 2020, 19:02

Published 25 марта 2020, 19:02

Modified 7 марта, 15:12

Updated 7 марта, 15:12

Ольга Четверикова: «Наше государство будет приватизировано айтишниками»

25 марта 2020, 19:02
Ведущие мировые экономисты, аналитики и теоретики глобализации сегодня подчёркивают, что прямо на наших глазах происходит революция не только технологическая, но и цивилизационная, которая повсеместно в корне меняет весь характер отношений между людьми.

Под прикрытием лозунгов по развитию экономики, тихо и незаметно в России началась подготовка к переводу на цифровую платформу всей системы управления государством. О том, чем это чревато, в эфире ютуб-канала «Движение Царский крест» рассказала автор книги «Цифровой тоталитаризм», доцент МГИМО, кандидат исторических наук Ольга Четверикова.

Сегодня на Западе колоссальными темпами идёт построение социума, который принято называть «обществом данных».

Ольга Четверикова отметила, что эта перестройка, которая, по мнению мировых экспертов, является революционной и заставляет пересмотреть все традиционные отношения между людьми, там началась ещё в конце 1970-ых годов и ознаменовалась переходом от неохристианской модели к неолиберальной.

Появилась концепция нового менеджмента, в соответствии с которой к государству стали подходить с точки зрения бизнеса: оно стало структурой, которая продаёт услуги.

Все социальные сферы - образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство - всё перешло в сферу коммерческих услуг. Зародилось понятие цифрового государства.

У нас же, по словам Ольги Четвериковой, поменять курс было сложнее, поскольку в нашем государстве все социальные сферы рассматривались в контексте его обязательных функций – как то, что оно должно предоставлять народу по определению. Историк напомнила, что о концепции электронного правительства в России впервые заговорили в 1990-ые годы.

Чтобы изменить эту ситуацию, был необходим некий мощный переворот, который, на взгляд Четвериковой, и произошёл в 2010 году, когда был принят закон об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

«Функции государства тогда были определены как услуги, которые не только можно передавать на аутсорсинг, но и осуществлять в электронной форме. Тихо и незаметно, параллельно с внедрением мер по развитию экономики, началась серьёзная подготовка к переводу на цифровую платформу всей системы управления государством в целом. Основу её составляют данные, которые превращаются в экономическую категорию», - рассказала Четверикова, отметив, что неслучайно за рубежом давно уже используются такие термины как «экономика данных» и «экономика знаний».

Ключевой задачей стал переход к цифровой экономике. Программа этого перехода активно продвигалась по инициативе Всемирного банка, а со стороны самой России главную роль сыграло Агентство стратегических инициатив.

В 2016 году Всемирный банк подготовил для России доклад, который назывался «Цифровое государство 2020». В нём было прописано, что именно Россия должна сделать, чтобы к 2020 году построить цифровую платформу управления.

«А раз это является бизнес-моделью, которая подразумевает вытеснение старых посредников, можно представить, что это такое. В сфере образования убирают посредников-учителей, происходит переход на онлайн-образование. Причём, педагогов убирают не только как тех, кто непосредственно учит, но и как тех, кто контролирует процесс. Всё должен осуществлять искусственный интеллект через электронные учебники, которые заменят бумажные, и так далее. Всё это прописано в проекте цифровой школы, основой которого является форсайт-проект «Образование 2030». То же самое происходит и в здравоохранении, которое постепенно уходит в онлайн», - рассказала Четверикова.

«Очень интересен доклад, который весной 2018 года при участии НИУ ВШЭ был подготовлен Центром стратегических разработок, который тогда возглавлял Кудрин. Труд писало небольшое число авторов, тесно связанных со Всемирным банком. В нём зафиксировано всё, что сейчас реализуется. Вместо традиционной системы управления предложено создать систему «Государство как Платформа». Введено определение Главного Архитектора платформы. Лексика напоминает антиутопию. Абсолютно всё должно быть переведено в электронную форму и оцифровано. Поэтому, в отличие от электронного государства, которое делало акцент, прежде всего, на услугах, цифровая платформа делает акцент на больших данных. Посредников больше не будет: ни чиновников, ни традиционных госорганов. Есть только цифровой профиль граждан, единый идентификатор – так называемый «цифровой след», и индивидуальная траектория для связи с государством», - сообщила Ольга Четверикова.

Так что же такое использование цифровой платформы в государственном управлении? Ни много ни мало, по словам историка, это ликвидация чиновников и традиционных государственных органов.

Гражданин постепенно переводится в категорию клиента. Соответственно, встанет и вопрос о том, кто же такой гражданин и каковы его права. Но это ещё не всё.

«В условиях, когда убираются все привычные социальные связи, когда остаётся только гражданин и цифровая платформа, хочется спросить: если вы ликвидируете традиционные государственные органы, кто будет конечным управленцем, кто будет руководить всей этой системой?».

Платформа, по словам историка, будет создаваться в рамках частно-государственного партнёрства. «Но, учитывая, что государство не располагает такими возможностями, какие есть у IT-компаний, главными игроками станут айтишники, в руках которых будут сконцентрированы все сведения о гражданах. Это уже происходит. Фактически, речь пойдёт о приватизации государства IT-корпорациями. При этом нельзя забывать, что платформа является частью транснациональной цифровой системы управления. Выводы делайте сами», - подчеркнула Четверикова.

По её словам, цифровая платформа исключает право человека на частную жизнь, поскольку строится на цифровом профиле, который включает в себя абсолютно все данные о человеке. И если сейчас в соответствии с законом о персональных данных людей не могут обязать предоставлять информацию о себе, то когда цифровой профиль становится основным элементом платформы всего управления, хотите вы того или нет, заявила Четверикова, это уже не будет иметь никакого значения.

«Неслучайно в программе цифровой платформы было сказано о необходимости менять регуляторику, нормативы. Неслучайно перед своим уходом Медведев говорил о регуляторной гильотине».

Подпишитесь