Posted 25 февраля 2022, 19:28
Published 25 февраля 2022, 19:28
Modified 7 марта, 12:35
Updated 7 марта, 12:35
Вчера массированной атакой на российскую экономику выступили британский премьер Борис Джонсон и американский президент Джо Байден, представляющие страны «большой семёрки». Канцлер Германии Олаф Шольц и президент Франции Эмманюэль Макрон поддержали. К новым санкциям западные страны явно готовились долго и тщательно. Они затрагивают важнейшие аспекты: финансы и технологии.
Реквием по финансам
Вчерашний пакет санкций от стран G7 (США, Канада, Франция, Германия, Италия, Япония, Великобритания) продолжил давление на банковский сектор, начавшееся днём ранее с отключения ВЭБ.РФ и Промсвязьбанка от долларовой инфраструктуры. Особый упор на этот раз был сделан на банк ВТБ Андрея Костина. Тем самым западные лидеры прекрасно показали погруженность в вопрос и понимание теневых финансов правящей верхушки России, которая для своих личных целей, включая окологосударственные бизнес-проекты, предпочитает использовать ВТБ. От него отвернулись все страны G7, а это значит, что госбанк оказался отрезанным от долларов США, евро, фунтов стерлингов и японских йен. Чтобы уж наверняка добить банковскую систему, Минфин США объявил санкции против Сбера, Газпромбанка, Открытия, Совкомбанка и Новикомбанка.
Заместитель директора института «Центра развития» НИУ ВШЭ Валерий Миронов расшифровывает, что все это значит.
- Банки делятся на группы по тяжести наложенных санкций: если они попадают в группу SDN (Specially Designated Nationals and Blocked Persons, полные блокирующие санкции), куда попали банки ПСБ, ВЭБ – это самые жесткие санкции, к ним попал и ВТБ: он разослал своим клиентам оповещение, что они возможно не смогут за рубежом расплатиться по картам VISA или Mastercard, поэтому надо или снимать наличные – доллары или евро, или перекладывать деньги на карты другого банка, который не попал под блокирующие санкции. Под более легкие санкции попал Сбер – если его клиент хочет торговать, используя доллары, то Сбер не может ему помочь, потому что его корреспондентские счета в долларах заблокируют с 26 марта. На картах за границей это никак не должно сказываться. Но это, конечно, если не случится еще одного раунда санкций. Санкции против Сбера снижают его маржинальность – он не будет получать такие заоблачные прибыли.
Независимый аналитик Иван Антропов уточняет, каким образом россияне ощутят влияние санкций в самое ближайшее время.
- Apple уже удалило мобильное приложение Промсвязьбанка из App Store. Та же участь ждёт и все мобильные приложения других попавших под санкции банки. Про оплату товаров через разрекламированные QR-коды без комиссии можно забыть. Apple Pay и Google Pay также не будут работать. Банковские карты постепенно возвращаются к прежней позабытой функции – выдачи наличных в банкомате.
ВТБ срочно продаёт долю в 46,29% в кипрской дочке RCB Bank, за день закрыл сделку по продаже 2 акций «Почта банка» председателю правления Александру Пахомову (так ВТБ формально лишился контроля над дочерним банком, но это лишь пока), а акции футбольного клуба «Динамо-Москва» ВТБ спрятал во всероссийском физкультурно-спортивном обществе «Динамо».
ЦБ при этом был вынужден принять экстренные меры по поддержанию ликвидности банков, влив в систему 2 трлн рублей. Регулятор оказался готов принимать меры – всё-таки санкционная угроза не в диковинку. Такая поддержка поможет пережить банкам очень суровые санкции и избежать заморозки счетов. Катастрофы не случится, но в плане удобства и комфорта Россия откатится на годы назад.
Ещё новые санкции запрещают привлекать капитал через выпуск ценных бумаг Газпрому, Газпромбанку, Газпромнефти, Транснефти, Россельхозбанку, Ростелекому, Русгидро, Алросе, Совкомфлоту и РЖД. Выпуск облигаций или допэмиссия акций в некоторых случаях являются самыми удобными и дешёвыми источниками капитала. Так в прошлом году «Аэрофлот» провёл допэмиссию на 80 млрд рублей. Но теперь бумаги этих компаний заинтересуют разве что Минфин, которому просто некуда деваться.
Валерий Миронов обращает внимание на то, что аналогичные санкции есть и у ряда других банков, и последствия тоже будут, просто в более отдалённой перспективе.
- Есть еще санкции у Альфа-банка и других, когда они не могут размещать в США свои облигации в долларах – то есть никто из американских компаний не сможет купить его облигации, если эти банки захотят привлечь деньги в валюте в качестве долга. Это мера ограничивает развитие бизнеса. Но учитывая огромные прибыли, которые российская экономика получила в прошлом году: прибыли в целом по экономике выросли в 2,5 раза относительно 2020 года и на 70% относительно доковидного 2019 года, привлекать деньги пока не нужно – год-два можно протянуть на этих накопленных средствах. А что будет после трех лет, никто не скажет.
Недоимпортозамещенные технологии: гаджеты и бытовая техника на вес золота
Борис Джонсон обещал вообще прекратить поставки в Россию высокотехнологичной продукции, а Джо Байден говорил о сокращении поставок на 50% и особый упор сделал на полупроводниках, компьютерах, телекоммуникационном оборудовании, лазерах и сенсорах. Эти меры должны сделать невозможным дальнейшее развитие оборонно-промышленного комплекса.
По мнению Ивана Антропова такая перспектива вполне возможна, если судить по общедоступным данным таможенной статистики, а именно по статье «секретный код», в которую входят товары для ОПК.
- Если посмотреть на импорт продукции по итогам 2021 года, то складывается впечатление, что за 8 лет достигнуто абсолютное импортозамещение по части засекреченных наименований. Однако в первом полугодии поставки были, и немалые: в Россию ввезли товаров по «секретному коду» на 5,807 млрд долларов – на четверть больше, чем за первые 6 месяцев 2020 года. Причём США обеспечили 55% таких поставок. Обнулённые данные по итогам года не отражают реальную картину.
Затронут технологические ограничения и космонавтику. Дмитрий Рогозин в своём телеграм-канале в четверг написал: «Вы хотите перекрыть нам доступ к радиационностойкой микроэлектронике космического назначения? Так вы это уже сделали вполне официально в 2014 году. Как вы заметили, мы, тем не менее, продолжаем делать свои космические аппараты. И будем их делать, развернув производство необходимых компонентов и приборов у себя.» Однако факты говорят о сложностях в импортозамещении. Ещё в 2017 году нам обещали, что навигационные спутники нового поколения «Глонасс-К2» появятся в 2021 году и будут построены на полностью отечественной компонентной базе. Спутники действительно появились – первый запуск запланирован на май 2022 года. Но из заявления гендиректора «Информационных спутниковых систем» Николая Тестоедова следует, что они до сих пор сделаны на импортных элементах. Полностью отечественная версия появится только к 2026 году.
Гражданский сектор от санкций пострадает ничуть не меньше – подчеркивает Валерий Миронов.
- От технологических санкций пострадают прежде всего высокотехнологичные сектора, которые производят бытовую технику, пытаются производить высокотехнологичную продукцию в форме российских компьютеров и планшетов.
Отделаться лёгким испугом у производителей электроники уже точно не получится. Правительство Тайваня объявило поддержку антироссийских санкций, а тайваньский производитель чипов TSMC (крупнейший в мире – контролирует производство 55% всех чипов) будет осуществлять таможенный контроль продукции. Шансов на пересмотр позиции нет: Китай решил воспользоваться моментом и активизировался в вопросе возврата Тайваня в свою юрисдикцию, отправив к острову военные корабли и самолёты. Для сохранения независимости Тайваню приходится занимать проамериканскую позицию без колебаний. И импортозамещение здесь нам не помощник. Самые популярные отечественные чипы от «Байкал Электроникс» построены на архитектуре, лицензированной британской ARM Inc., а производятся на мощностях того самого TSMC в Тайване. Торговые сети, предвидя ажиотажный спрос, уже начали поднимать отпускные цены на электронику и бытовую технику на 30%.
Вообще в последние годы импортозамещение шло в обратную сторону. С 2001 года объём импорта технологий в денежном выражении вырос в 12,2 раза, исследования Института Гайдара показывают, что в прошлом году зависимость промышленных предприятий от импортного оборудования достигла максимального за 7 лет значения. 81% фабрик вообще не видят никаких отечественных аналогов необходимого импортного оборудования.
Ездить и летать придется на всем китайском?
Land Rover, Bentley, Rolls-Royse, Audi объявили об остановке поставок автомобилей в Россию, в Lada и Renault остановили конвейеры из-за дефицита компонентов. Свои автомобили теперь полезно беречь – в этой сфере зависимость от импорта тоже выросла. В 2020 году объём выпуска автомобилей сократился на 35%, а импорт автокомпонентов – только на 20%. Импорт деталей на автомобильных двигателей сейчас превышает уровень 2012-2013 годов. Автомобилистам, возможно, придётся пересмотреть свои привычки и перейти на китайские машины.
В авиации ситуация сложнее. Британские двигатели Rolls-Royce стоят дальнемагистральных самолётах А330, А340, Boeing 777 и Boeing 787. Дальнейшая перспектива их использования туманна: Rolls-Royce активно поддерживает санкции. Компания уже отказалась от закупок титана у ВСМПО-Ависма – градообразующего предприятия. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен пообещала, что ЕС введёт запрет на продажу, поставку, передачу или экспорт прямо или косвенно всех самолётов, вертолётов, их запчастей и компонентов российским авиакомпаниям. Все действующие лизинговые контракты должны быть расторгнуты. В России 515 пассажирских самолётов из имеющихся 980 у всех авиакомпаний находятся в лизинге у иностранных компаний. Велика доля европейской техники: у «Аэрофлота», например, в парке 186 самолётов, из них 118 – европейские Airbus. Страна парализованной не останется – народ вернётся к поездам. Да и трассы для автобусных маршрутов становятся лучше. Но комфорта поубавится, а авиакомпании столкнутся с финансовыми сложностями.
Отечественных альтернатив нет. Производство среднемагистральных МС-21 только начинается, и как минимум до 2024 года они будут идти с импортными моторами Pratt & Whitney. Их производство по плану должно выйти на полную мощность только к 2030 году. А отечественных дальнемагистральных самолётов нет вовсе: проект Ил-96-400 закрыт из-за дороговизны и отсутствия спроса.
Валерий Миронов считает, что при желании можно обойти любые санкции. Вопрос только в стоимости таких «услуг».
- Ограничения можно обходить через азиатские рынки, ведь Китай против нас не выпустил санкции. Индия пока тоже. А это две крупнейшие экономики с относительно развитым хайтеком. Технологии надо будет закупать через третьи страны. Но такая схема обнаружится, если мы будем эту технику экспортировать. Тогда США могут раздуть эту тему и прикрыть канал поставок. Для решения этих проблем потребуется время, и это, естественно, может затормозить технологический рывок России, который необходим. С другой стороны, «военная премия», когда цены на нефть 100 долларов за баррель и более – это некая компенсация санкций. В течение года Россия может получить за счет этого до 100 млрд долларов дополнительных доходов в виде нефтяной выручки. Из них только половина идет в бюджет при таком уровне цен.
Иван Антропов обращает внимание на то, что главными пострадавшими в итоге окажутся рядовые граждане.
- Власти могут найти каналы поставок технологий через Азию для крупнейших компаний, олигархи продолжат летать на бизнес-джетах, которые не обслуживаются крупными авиакомпаниями, попавшими под санкции. Но цены на технику, транспорт и, самое главное, продукты сильно вырастут. АПК тоже существует не сам по себе, а в зависимости от импорта техники и семян.
Всё идёт к тому, что действительно новые санкции будут самыми жёсткими за всю историю современной России. Ограничения 2014 года и жалобы на отсутствие хамона с пармезаном будут вспоминаться как прекрасные дни изобилия.