Posted 25 февраля 2020, 15:48

Published 25 февраля 2020, 15:48

Modified 7 марта, 15:05

Updated 7 марта, 15:05

Никита Масленников: «Коронавирус обходится мировой экономике в $26 млрд еженедельно»

25 февраля 2020, 15:48
В начале недели мировые финансовые рынки масштабно упали из-за опасений по распространению коронавируса. 500 богатейших людей мира потеряли $139 млрд. В "черный понедельник" 24 февраля также падала капитализация российских компаний и снижался курс рубля (курс опускался ниже 65,5 рублей за доллар).

Вроде бы в западных странах толстосумы потеряли капиталы, однако в остальных странах радоваться никто не спешит. Очевидно, что данный биржевой кризис коснется всех. Как он повлияет на Россию?

Никита Масленников, руководитель направления финансы и экономика Института современного развития дал "Новым Известиям" прогноз по перспективам ситуации.

Что касается вчерашнего эпизода, он, конечно, связан с реакцией рынков на расползание коронавируса за пределы Поднебесной. Роль сыграл итальянский эпизод. До выходных там было 78 заражённых, а по вчерашнему дню оказалось более 200. Это сразу вызвало подозрение по поводу того, что не всё так ладно. Тем более, рынки реагируют на статистику чувствительно, а она была довольно любопытной. На прошлой неделе прирост был 2000 заражённых, а до того – только одна тысяча. Все финансовые аналитики задумались – что-то не вполне ясно, потому как количество инфицированных резко подскочило и увеличился темп распространения. Правда, это китайская статистика. Потом пришла новость из Италии, и рынки сыграли так, как необходимо сыграть. Тем более, что всё это уже легло на накапливающиеся негативные новостные потоки, которых было довольно много.

Коронавирус ведёт к еженедельным потерям в мировой экономике в 26 млрд долларов. По первому кварталу она сильно припадёт даже по сравнению с концом предыдущего года. Это подтверждает опережающий индекс ВТО. При этом в «Apple» – а это глобальная голубая фишка, на которую все реагируют, заявили, что не гарантируют своим инвесторам выполнения прогнозов по прибыли первого квартала. Fitch выпустили пресс-релиз, где сказали: «Удивили! Про «Apple» мы и так понимаем! На подходе «Intel», Hewlett-Packard и Dell!» Производственные цепочки в Ухане остановились и у них возникают проблемы с перебоями поставок.

Новый Год уже закончился, а каникулы – продолжаются. По самым оптимистическим оценкам уровень загрузки промышленных предприятий по разным отраслям колеблется от 60% до 80% по отношению к уровню загрузки до китайского Нового Года. Китай тормозит достаточно серьёзно.

Одна из сегодняшних новостей ляжет негативным грузом на ощущения финансовых рынков – китайцы заявили, что нашли антивирусную вакцину. Но испытания должны продолжаться и их пик придёт на апрель. Отсюда вывод: у вас, ребята, никакой вакцины нет, а пик эпидемии ожидается на эти сроки. Отсюда начинается переосмысление сценария влияния коронавируса на мировую экономику. Если первый сценарий предполагал, что пик эпидемии пройдёт в конце февраля-первой половине марта и тогда китайцы в целом по году потеряют 0,4 процентных пункта, а мировая экономика – 0,2 процентных пункта, сейчас, боюсь, на этой неделе начнётся серьёзный пересмотр этих оценок. Пик передвинется, а это означает большие потери и Китая, и мировой экономики. Китай может потерять до 2% за год, а мировая экономика – 1%, что приводит её на порог мирового кризиса. Пока всё очень неопределённо. Очень важно получать от китайских властей достоверную статистику по коронавирусу. Если они дадут сигнал, что уровень загрузки промышленных предприятий повышается, люди возвращаются после вынужденных каникул, это начнёт стабилизировать настроения на рынках.

Что касается наших потерь, оценки тоже размытые. Туристический бизнес считает, что, если это всё продлится, потери отрасли могут составить свыше 30 млрд рублей. Это пока очень условно.

Если китайцы сбросят спрос на российские жидкие углеводороды – это уже серьёзно. Сокращение может составить от 30 – 40 процентов. Это будет существенным ущербом для внешнеторговых связей, торгового баланса, профицита торговых операций. По максимуму, если брать запредельно тяжёлый сценарий, то коронавирус будет стоить нам примерно 0,2 процентного пункта годового роста. Пока для нас ситуация неприятная, но не катастрофичная с точки зрения того, что кризис вот-вот начнётся. Но он может начаться. В мировой экономике и без Китая огромное количество других накопленных рисков. А для нас это всё означает, что надо быстрее разгоняться. Общий принцип: если вы видите, что приближается общий кризис, включайте активную контрциклическую политику, чтобы разогнаться с одной простой целью – чем выше вы залезете, тем менее глубоко придётся падать. Если вы достигните в этом году искомых темпов роста около 2%, тогда вы провалитесь на 0,4 – 0,5 по первому году кризиса. А если вы этого не добьетесь, у вас будут темпы роста как в прошлом году, тогда, извините, спад будет около 2%, что крайне неприятно.

Это будет сказываться и на исполнении нацпроектов, и на жизненном уровне, и на темпах роста реальных доходов, зарплат и пенсий. Придётся финансировать из Фонда Национального Благосостояния не инфраструктурные проекты и покупку Сбербанка, а поддержку жизни пенсионеров.

Подпишитесь