Posted 24 декабря 2018,, 14:17

Published 24 декабря 2018,, 14:17

Modified 7 марта, 16:11

Updated 7 марта, 16:11

Главный принцип кремлевской модернизации: сознание определяет бытие

Главный принцип кремлевской модернизации: сознание определяет бытие

24 декабря 2018, 14:17
На пресс-конференции Путина стало окончательно ясно, что фундаментом кремлевской идеологии становится понимание суверенитета как силы президента, не ограниченной ничем
Сюжет
Санкции

Интересное наблюдение сделал журналист Константин Гаазе, анализируя пресс-конференцию Путина на сайте Московского Центра Карнеги. Эксперт отметил одну важную особенность этого события. Она заключается в том, что президент России показал себя сторонником идеалистической традиции русской философии, поскольку убежден, что именно сознание определяет бытие, а не наоборот.

В этом эксперт находит свидетельства поворота страны к новой редакции авторитаризма. Президент верит в то, что не очень важно, захотят ли россияне участвовать в модернизации, а важно другое: то, что государство хочет ее провести. Только заплатить за нее тем деятельным силам, которые по мысли Кремля, в ней заинтересованы, - и это очень важное противоречие, - придется из своего кармана...

Другое же противоречие состоит в том, что картина мира для граждан России не совпадает с той, что им рисуют в Кремле. Недаром, в ответ на сетования, что и газовые трубы исчезают, и дольщиков селят в непригодные для проживания дома, Путин отмечает, что все это лишь мало существенные частности, а не главное.

Для него как бы не существует зазора между модернизационной повесткой и общественными настроениями, а залог будущего успеха заключается в том, что нужно «думать по-другому».

Несовпадение в том, что судя по социологическим опросам, будущее для большинства граждан страны выглядит все более сомнительно, и оптимизма у них явная нехватка, в то время как у президента его избыток.

Но при этом, по мнению эксперта, говорить о кризисе доверия государству еще рано. Да, государство намеревается забрать деньги у тех, с кем ассоциирует свою позитивную повестку; но граждане уже не слишком ему верят.

Более того, если до пресс-конференции высказывались предположения о том, что Кремль намеревается каким-то образом урегулировать санкционные конфликты, то теперь становится все более понятным, что Путин видит миропорядок вполне устроенным и главная задача России не заключить мир с Западом, и продолжить строить многополярный мир, а максимально ослабить своего соперника.

Кремль впервые использовал термин «русофобия» как главного аргумента, объясняющего западную политику. Причем, эту «русофобию» по мысли президента победить невозможно, а стало быть следует добить или как минимум не мешать падению Запада.

Отныне, делает вывод автор, фундаментом кремлевской идеологии становится понимание суверенитета как силы президента, не ограниченной ничем: ни его собственными решениями - можно и нужно регулировать и «закрывать» интернет, хотя раньше Путин обещал этого не делать; ни здравым смыслом, – государство все таки будет заниматься текстами рэперов.

«Синтез суверенитета как права президента на все, что угодно, и тезиса о русофобии Запада как основы доктрины выживания России в мире обещает нам, что в ближайшие десятилетия, пока это будет хоть в какой-то степени зависеть от Владимира Путина, российская власть в общих чертах не изменится...» - заключает эксперт.

"