Posted 24 октября 2019, 15:07

Published 24 октября 2019, 15:07

Modified 7 марта, 15:44

Updated 7 марта, 15:44

Максим Мейер: «Африканцы видят в России противовес влиянию бывших колонизаторов»

24 октября 2019, 15:07
О смыслах и перспективах саммита «Россия – Африка» «Новым Известиям» рассказал Максим Мейер, председатель экспертно-консультативного совета Россотрудничества.

Россию традиционно с Африкой связывали близкие отношения. Россия, в отличие от других стран, никогда не выступала в качестве колонизатора, а всегда была помощником и строителем. Например, совершенно неизвестный факт: в 19 веке с помощью России в Эфиопии была защищена от англичан государственная самостоятельность. Эфиопы это знают и уважают, а мы давно забыли. В Советском Союзе училось огромное число представителей африканских стран. Теперь многие из них возглавляют свои страны. Мы говорим не о том, что что-то вдруг случилось, а о восстановлении и продолжении исторической линии, которую Россия вела в отношении Африки. У нашей страны всегда было свое мнение, свои позиции и подходы. Политические и экономические. В 21 веке мы тоже никуда от Африки не денемся. Наибольшее количество полезных ископаемых осталось и у нас, и у них. Что-то дешевле, проще и лучше добывать там.

Если посмотреть на карту населения по возрасту, то именно Африка лидирует в мире: там средний возраст населения порядка 15 лет. Это значит, что весь прирост населения мира пойдёт из Африки. Россия, как мировая держава, должна это понимать. Без Африки всё равно мы никуда не уйдём. Китай проводит африканские форумы регулярно и много лет. Это способствует китайской экспансии в Африку. Мне кажется, что Россия долго не работала по тем возможностям, которые у нас были в Африке. Сейчас мы возвращаемся к тому, что мы можем. Я слышал критику: мы будем помогать Африке, а сами живём так же. Но, чтобы улучшить нашу жизнь, надо заработать денег. На Западе мы их сейчас заработать не можем, а в Африке – можем.

В советское время в Африке работали наши строительные компании, на Африку работал наш машиностроительный комплекс. Разная простая техника там в дефиците. Мы можем загрузить сейчас наши предприятия за счёт их спроса. Кстати, платёжеспособного. Давно они не нищие и не бедные. Например, Нигерия: сильная, мощная страна, добывающая и продающая нефть и газ. Очень хорошо, что мы стали понимать выгоду политического, социального и экономического взаимодействия с африканскими странами.

— С какими конкурентами сталкивается Россия в Африке?

— Трамп сдал Африку Китаю. Он вообще изоляционист. По большому счёту, Трамп вообще ничем не хочет заниматься кроме Америки. Сейчас в Африке складывается интересная позиция: мы, Китай и Европа. Европа – за счёт денег, технологий и многочисленной, многоуровневой гуманитарной помощи, которую она оказывает африканским странам. И никто в европейских странах не возмущается по этому поводу. А у нас стоит оказать гуманитарную помощь, раздаются голоса о том, что в стране люди голодают, а мы помогаем. В Северной Африке большое присутствие Саудовской Аравии. И вообще арабов, через которых африканские страны ведут свою политику, свои финансы. Дело в том, что у нас уникальная ситуация с Африкой – мы никогда не были колонизаторами, никогда ничего не навязывали африканским народам. Они видят в нас возможный противовес влиянию своих бывших колонизаторов. Это очень важный момент. Сотрудничество с Африкой только разворачивается.

Подпишитесь