Posted 24 сентября 2019, 12:29
Published 24 сентября 2019, 12:29
Modified 7 марта, 15:43
Updated 7 марта, 15:43
Дальше - больше. Вселенная российского медиамира расширяется, и расширение это явно "магическое". В Чечне, например, сообщают о разоблачениях колдунов. Новости о том, как православные священники окропляют военную технику святой водой вообще идут плотным ежедневным потоком.
У многих наблюдателей складывается впечатление, что постмодернистские романы таких писателей как Пелевин, Сорокин не так уж и далеки от нашей современности. Разрыв между вымыслом и реальностью явно сокращается.
По просьбе «Новых Известий» своим мнением до данному вопросу поделился Сергей Илюшенко, врач-психиатр.
«Что касается общего вала новостей об окропление святой водой горящих лесов и тому подобных историй, то тут есть два аспекта: во-первых, российский народ крайне суеверен и совершенно не христианизирован. И, даже когда под маской христианства приходит магия – полить святой водой горящий лес – это всё равно магия. Христианство же принципиально противоположно магическому мышлению. Оно возникло как личностное преодоление магизма и выход духа из физического детерминизма. Всё дело в милосердии, а не в выполнении ритуала, от которого что-то зависит. Христианство без Христа - яблоко из папье маше.
Второй аспект связан с тем, что ещё в средние века были умственные эпидемии. Например, танцевальная эпидемия, когда люди начинали плясать и после трёх дней бесконечной пляски, заражаясь этим друг от друга, помирали от истощения. Это такой истерический феномен толпы, которому подвержены люди с более или менее простой психикой. И, если даже пандемия (как пример – зелёное движение), умственная эпидемия захватила весь мир, то локально в России магическая эпидемия косит людей.
Что касается некоторых представителей церкви, которые, с одной стороны ради пиара, с другой стороны – из суеверия занимаются торговлей священными мощами и всякой ерундой, то, наверное, у Господа к ним разговор особый.
Если говорить о замечательном феномене шамана Габышева, следует отметить, что одновременно и шаман, и христианин - уже само по себе оксюморон.
Мы с коллегой обсуждали шамана. Есть культурологический архетип пророка, у которого сначала случались несчастья, потом он уходил в изгнание, жил несколько лет в лесу. Судя по всему, у него был галлюциноз, а потом он наполнялся пророческой миссией. Это вполне себе библейский архетип. Даже факт несомненного психиатрического происхождения галлюцинаторного синдрома, аутизации, совсем не противоречит пророческому дару. Однако, я заметил бы, что интонационная и лексическая бедность шамана Габышева скорее позволяет говорить о доминировании психической болезни, чем действии Духа Божьего, но не мне об этом судить».