Posted 24 мая 2022,, 07:03

Published 24 мая 2022,, 07:03

Modified 7 марта, 12:13

Updated 7 марта, 12:13

На всех меди не напасешься: почему невозможен всемирный переход на электромобили

На всех меди не напасешься: почему невозможен всемирный переход на электромобили

24 мая 2022, 07:03
Фото: Соцсети
Для производства электромобилей требуется в восемь раз больше меди, чем для традиционных машин, а запасы этого металла на планете уже подходят к концу.

На крайне важную и неотложную проблему – исчерпание природных ресурсов – обратил внимание в своем блоге журналист Игорь Переверзев:

«Я тоже когда-то верил, что деньги – это ограниченный ресурс. И вот эти все мантры про инвестиции (особенно – ооооо! - иностранные) действовали и на меня. А потом я съел правильного цвета таблетку.

Деньги уже очень давно ничем не обеспечены. С 1976 года официально. Так что сколько надо будет, столько и напечатают. Деньги – ресурс бесконечный. С ними вопрос только в том, через какие каналы они объекта инвестирования достигнут, как эти каналы организованы, кто да как от этого выигрывает и т.п.

А вот что действительно ограничено, так это, во-первых, ноу-хау – знание о том, как что-то делается, производится. Во-вторых, люди, который обладают необходимыми навыками, чтобы алгоритм ноу-хау превратить в реальные товары или услуги. И третье – это природные ресурсы, из которых вещи, собственно, создаются.

Про людей и знания (и увеличение знания) сейчас рассуждать не буду. А вот на тему минералов рекомендую глянуть на картинку. Это распространенность химических элементов в земной коре. Поизучайте также табличку в Википедии. Вот что действительно кончается!

Есть, конечно, геологические нюансы. Какие-то элементы размазаны, какие-то встречаются концентрировано, металлы - даже в слитках. Но сути это не меняет. Строить стабильную экономику в большом масштабе можно только на элементах, представленных в темно-зеленой зоне. Ну край – в светло-зеленой.

Медь, например, к ним не относится. Меди в коре в 940 раз меньше, чем железа. Если у вас изделие предполагает большую удельную долю меди в составе и изделие массивное, то масштабировать вы производство не сможете. Поэтому и никакого перехода на электромобили не будет. Электромобиль «сжирает» в 8 раз больше меди, чем обычная машина, потому что обмотка на его моторах медная (альтернативная алюминиевая 80% ценного заряда аккумуляторов тратит на нагрев). Плюс никаких внятных батарей, кроме литиевых, так и не придумали. Каждый год что-то шумно презентуют, но новые аккумуляторы или стремительно деградируют, или не переносят тряску, или боятся перепада температур. Быстрая (это каких-то 40 минут) зарядка электромобильной литиевой батареи предполагает высокие токи. Под которые не рассчитаны никакие современные электросети. Значит, при полном переходе с машин, приводимых в движение ДВС, на «теслы», придется произвести тотальную перестройку сетей по всему миру. И это тоже медь. Про адское количество редкоземов в EV я уже просто молчу.

Так что у Маска реалистичный план такой. Сначала он засылает своих колонистов на Марс, они заселяют планету (переименовывают ее по ходу дела в Маск) и быстренько налаживают добычу меди. И вот уже после этого Tesla, Inc. (TSLA) захватывает мир. Так победим.

Не поймите меня неправильно – я за прогресс и за электротележки. Как система они примитивнее автомобилей. А система, которая проще, реже ломается. Но когда ты что-то намерен распространить на весь мир, а не показывать малосерийное производство для фриков или образец для презентаций, ты должен учитывать наличие сырья для производства в природе. Физический мир рулит.

Читал когда-то, что согласно одной из версий бронзовый век кончился, потому что истощились запасы олова. И сразу пришла катастрофа. А, между тем, вполне себе глобализация была – сыр из Норвегии возили в Египет, если что. Импорт-экспорт, все такое. И на тебе…»

"