Posted 24 марта 2021, 15:34
Published 24 марта 2021, 15:34
Modified 7 марта, 14:04
Updated 7 марта, 14:04
Людмила Бутузова
Откуда у губернатора захудалой области такая куча денег? Официально ему вменяется получение взяток на общую сумму 31 млн руб. за лоббирование интересов фармпроизводителей. Среди взяткодателей экс-сенатор (представлял Пензу в Совете Федерации в 2003-2013 гг.) Борис Шпигель - глава фармацевтических компаний «Биотэк», его жена Евгения (на которую записан бизнес ), директора ОАО "Фармация" в Пензе Антон Колосков, сотрудники регионального представительства в Москве Геннадий Марков и Федор Федотов, через которых передавались «грязные деньги» Белозерцеву в Пензу. Следствие считает, что Шпигель платил Белозерцеву, чтобы получать преференции при госконтрактах.
Компания Шпигеля работает также с учреждениями здравоохранения Чувашии, Мордовии, Марий Эл, Ульяновска, Саратова, Самары и многих других городов.
- Многим губернаторам стоит напрячься, - заявил «НИ» представитель Национального антикоррупционного центра в сфере закупок лекарственных препаратов и медицинского оборудования Владимир Калашников. – Конкурентные преимущества, которые имели компании Шпигеля при заключении контрактов в регионах, давно вызывали возмущение. Цены на препараты у них выше, чем в целом на рынке. Если коммерческая сеть еще сто раз подумает – брать или не брать – то при закупках за бюджетные средства для нужд местного здравоохранения такой проблемы не стояло. Брали, не глядя на ценник, деньги-то казенные…
Некоторых губернаторам из страха оказаться причастными к коррупционному скандалу, хотелось бы уже сейчас забыть о сотрудничестве с опальными фармкомпаниями и откреститься от дружбы с погоревшим Белозерцевым и Шпигелем. В Орле, например, в интересном положении из-за этого оказался глава региона Андрей Клычков. Чуть не на следующий день после громких арестов в Москве и Пензе, местные издания вышли с сенсационными заголовками «Группа компаний «Биотэк», фигурирующая в уголовном деле, поставляла лекарства в Орловскую область». Информацию об этом нашли на сайте госзакупок.
В 2019 году «Биотэк» действительно поставлял в область препарат «Абиратерон» на 1,2 млн рублей. Заказчиком выступал департамент экономического развития. Сделка не бог весть какая, но оказалась той каплей, что переполнила чашу терпения к происходящему на ниве орловского здравоохранения. Отрасль и раньше- то не блистала, при Клычкове ожидаемых прорывов к лучшему не произошло, наоборот, ситуация усугубляется. Люди связывают это с появлением на орловском горизонте пензенского губернатора Ивана Белозерцева – до ареста он был другом Клычкова и активно влиял на кадровую политику в здравоохранении. Кто бы сомневался, что пилюли «Биотэка» пришли в область тоже по протекции Белозерцева.
Как вообще эта дружба возникла? По молодости, еще будучи и.о., Клычков поехал «набираться опыта» в Пензу. К губернатору, прославившемуся на тот момент тем, что обязал глав своих городов и районов отговаривать женщин от абортов, и обвинил США в дестабилизации обстановки в селе Чемодановка после потасовки местных жителей с цыганами. Формально визит Клычкова объяснялся тем, что ему, чужому на Орловщине, надо укреплять связи с новыми земляками. Белозерцев оказался родом из деревни Бараново Ливенского района Орловской области. Позднее он уже и сам, «по родственному», навещал Клычкова, дружба переросла в соглашение между областями о взаимодействии в торгово-экономической, научно-технической и культурной сферах.
Племянник Белозерцева - Роман Селищев- стал главным врачом поликлиники №3 в Орле, ради этого вытолкали с должности опытного и уважаемого в медицинских круга специалиста. Сестру пензенского губернатора устроили в комитет по здравоохранению орловского облсовета. Не без протекции «земляка и друга» начальником регионального Депздрава был назначен Иван Залогин, возглавлявший ранее Белгородский Депздрав. В активе «у никудышного управленца с минимальным опытом», как характеризуют его коллеги по прежнему месту работы, только умение выстраивать отношения с фармой. Рассказывают: одна известная российская компания умудрилась выиграть у его ведомства контрактов на рекордную для страны сумму - 3,9 млрд рублей. Представителем этой компании в Белгородской области была жена Залогина – Анна.
Новая кадровая политика не лучшим образом сказалась на самочувствии орловского здравоохранения, колет глаза Клычкову в Твитере зам. пред. облсовета Валентина Остроушко. По ее мнению, из-за блатных и малокомпетентных назначенцев талантливые врачи вынуждены покидать медучреждения, в поликлиниках толпы, люди по сорок раз звонят, чтобы вызвать доктора на дом, коронавирусные отделения переполнены…
«С закупками тоже все не айс, – вторит зампреду активистка местного профсоюза медиков Елена Шураева. – Не мешало бы тряхнуть Депздрав.» Последний раз КСП трясла департамент в декабре. Нарушений – на прокурорскую проверку и все они из одной и той же оперы - несоблюдение закона «О контрактной системе в сфере закупок», неэффективное расходование бюджетных средств. Совсем ни в какие ворота возмутивший орловцев факт: к 1 октября 2020 года жители региона получили препараты на общую сумму в 1 млн. 800 тыс. рублей, в то же время департамент получил на эти нужды 102 млн. 500 тысяч. Где «лишние» лекарства и были ли они вообще? Ищут…
«Наука управления в Орловской области столкнулась с прожектерством и интересами маленького клана», - делает в твитере неприятный для губернатора вывод Валентина Остроушко. Арест Белозерцева должен исправить положение – «ведь это он научил местных управленцев всему плохому», - откликаются орловцы издевательскими комментариями. Клычков молчит. Не ответил даже на вопрос, что теперь будет с соглашением о сотрудничестве с Пензой и не лучше ли его засунуть куда подальше?
То же самое советуют своему губернатору - Александру Богомазу – жители Брянской области, хотя ничего плохого сотрудничество с Пензой ему, вроде бы, не принесло.
- Главы регионов вместе играли в хоккей, - вспоминает руководитель межрегионального центра «Провинциальная Россия», политолог Сергей Кузьмичев. – У них вообще было много общего – оба вышли из народа, оба победили на выборах, набрали голосов больше, чем у Путина. Белозерцев не упускал случая похвалить брянскую картошку. Продукция у компаний "Картофельный альянс" и "Меленский картофель", которыми владеет семья Богомазов, действительно отличная. Став губернатором, Александр Васильевич отошел от дел, компании возглавила его супруга Ольга и оказалась более успешным предпринимателем, чем супруг. Ее задекларированный доход за 2018 год, если не ошибаюсь, составляет 4 млрд. рублей, у мужа-губернатора всего 4 млн.
Имело ли это отношение к договору о сотрудничестве между регионами, не берусь утверждать. О таинственном договоре вообще мало кто-помнил, если бы Александр Богомаз сам не взялся рассказывать своему правительству, зачем он нужен. Это было в 2017 году, в заседании принимал участие Иван Белозерцев. Все цитируют эту речь, процитирую и я.
«Многие задавали мне вопрос: почему Пензенская область? Это другой федеральный округ, другие климатические и географические условия, другая почва…- обратился Богомаз к собравшимся. - Скажу откровенно, что и для меня многое стало приятным открытием. Не надо изобретать велосипед. Пензенская область — это регион с передовым опытом реализации социальной, экономической, аграрной, промышленной и культурной политики. Перенимай опыт и пользуйся!»
После чудовищного скандала и ареста призывы перенимать его опыт звучат, конечно, двусмысленно. Богомазу лучше о них забыть. Да он сейчас и слова боится сказать в защиту.
В Пензе выходить «за» губернатора тоже никто не собирается. Хотя 13 сентября 2020 года Белозерцев был с триумфом переизбран на второй губернаторский срок, набрав почти 80% голосов.
- Его уже тогда надо было посадить за подтасовку результатов, рассказала «НИ» активистка «Левого Фронта» Наталья Гладышева. – Влез на престол на горбу фальсификаторов… Копали под него. Ну почему только проигравшие? Из Москвы приезжали всякие расследователи, РЕН-ТВ собирали компромат еще до выборов. Их же просто так не пришлют. Но что-то где-то срослось не до конца. Думаем, из-за Шпигеля. Такую рыбу сходу не ухватишь. Это у Белозерцевых все на виду, нахапали столько, что не спрячешь.
В Пензе предыдущего губернатора Василия Бочкарева называли «Вася-доля», потому что имел свою крошечку в каждом бизнесе. Сынки Белозерцева переплюнули и Васю, и собственного папашу. У того - основной бизнес – фармацея, достался по наследству от Бочкарева, все налажено - сиди себе да складывай взятки от Шпигеля. Так же делал и предшественник. За десять лет все к этому привыкли. Вот интересно: после ареста над Белозерцевым злорадствуют, а фигура его кормильца – Бориса Шпигеля, которая должна олицетворять олигархическое зло, коррупцию, растление пензенских душ и т.д. таких чувств не вызывает. «Мы к нему не касаемся», - отвечали все собеседники, которых «НИ» удалось изловить из Москвы по телефону. Некоторые даже не видели его в Пензе ни разу, хотя он был сенатором от региона и является крупнейшим региональным олигархом. Кто-то вспомнил Шпигеля как бывшего тестя Николая Баскова, которого возили сюда на благотворительные концерты. Одна собеседница поразилась изобилию художественных вкусов, зафиксированных оперативниками при обыске в доме Бориса Шпигеля. Спрашивала, сколько может стоить раритетное пособие «Онанизм у женщин и мужчин» 1925 года издания.
Возможно, нам просто не повезло, но пальму первенства по коррупции Пенза дружно присваивает не этому милому фармацевту, не вылезавшему из тени, а семейству губернатора, которое ворочало в открытую.
По факту хозяином региона был не Белозерцев Иван Александрович, а его старший сын - Александр Иванович. При папе-губернаторе Александр Белозерцев успел поработать министром экономики и зампредом правительства Пензенской области, затем переключился на недвижимость и электроэнергию. Владеет тысячами квадратных метров, четырьмя коммерческими компаниями, выдавив из-под ног все что шевелилось. Второй сын, Даниил, тоже занимается бизнесом, у него широкий профиль – от погребальных услуг до автомоек и кафе. С конкурентами также крут: либо сдавайтесь, либо валите из города.
«Полмиллиарда рублей, что нашли у Белозерцева в коробках, это наши слезы,- сказал «НИ» представитель малого бизнеса. – Если бы он их вернул, многие бы восстановились, в гору пошли». Насчет «вернул», это вряд ли, губернатор отличался изрядным крохоборством, экономил даже на прославлении собственной персоны. От последнего случая пензенцы до сих пор в шоке. Незадолго до ареста в школах и детсадах был объявлен сбор денег на портреты первого лица государства и самого Белозерцева. Ликами планировалось украсить учебные комнаты. Под напором возмущенных родителей от идеи отказались. Семья Белозерцевых оплачивать не захотела, сославшись, что это «неудобно».
Тащить Пензу в гору тоже собиралась не на своих плечах, а за счет приезжих инвесторов. Весь губернаторский срок Белозерцев рассказывал, что инвесторы уже на подходе, регион становится экономически привлекательным, планов много, серьезные люди готовы вкладывать деньги. Какой-то смельчак нашелся, замостил плиткой всю Пензу, остатки выложил на крышу детской Филатовской больницы и бесследно исчез. Из серьезных инвесторов не появился никто.
«Теперь уже и не появятся, - стенают анонимные эксперты в телеграмм-канале «Твоя Пенза». – Арест губернатора – это политическое поражение региона. Белозерцеву уже припомнили его же месседж о том, что надо бороться со взяточничеством. Мы не оправдываем губернатора, своим поступком он подвел всех, всю область. Поставил под вопрос ее дальнейшую экономическую и политическую самостоятельность. Многие эксперты уже не видят Пензенскую область самостоятельной единицей. Все ближе и ближе объединение с Саратовской губернией».
Простые люди не заглядывают так далеко и уверены, что смена губернатора не грозит новыми проблемами, наоборот, на какое-то время обстановка освежится.
Гадать долго не пришлось. Вчера Федеральные каналы сообщили, что вероятной кандидатурой на пост врио губернатора Пензенской области может стать Глава комитета Совета Федерации Олег Мельниченко. Не совсем варяг – сенатор от Пензы и уже , вроде бы, до нее доехал.