Posted 24 января 2021, 08:53
Published 24 января 2021, 08:53
Modified 7 марта, 14:11
Updated 7 марта, 14:11
Дмитрий Фетисов, политолог
Михаила Мишустина до января прошлого года нельзя было назвать активным и публичным чиновником, и выбор именно его кандидатуры удивил многих политиков и экспертов, не говоря уже о широких массах населения. Но это удивление объяснялось только фактором непубличности самого Мишустина. У Президента же были три серьезных мотива, чтобы назначить его на эту должность. Во-первых, Мишустин произвел огромные преобразования на посту руководителя Федеральной налоговой службы, не только повысив эффективность её работы, но и существенно изменив имидж ведомства в сторону большей открытости, современности и, насколько это можно применить к данной структуре, «клиенториентированности» для граждан. Во-вторых, Мишустин никогда не был замечен в конфликтах с другими представителями федеральных элит, и это позволяет говорить о его политической тактичности и дипломатических способностях, что является немаловажным достоинством для человека, приходящего на такую должность. В-третьих, Мишустин прекрасно разбирается в том, как должна функционировать экономика, это заметно по тем принципам, которые он привнес в работу ФНС. Причем он является не экономистом-теоретиком, а практиком. Закономерно, что запрос на руководителя такого типажа существует сейчас, когда Президент постоянно говорит о необходимости российской экономики совершить качественный рывок вперед.
Вследствие резонансного назначения, в первый же месяц работы от Мишустина ждали каких-то значимых и революционных шагов. Новому премьеру потребовалось время для того, чтобы разобраться в структуре правительства и механизмах его функционирования, но как только это произошло - такие шаги не заставили себя ждать. Изменения в составе Правительства, благодаря решениям Мишустина, оказались не только масштабными, но и с явно прослеживаемым практическим опытом и пониманием, как механизмов функционирования федеральных ведомств, так и особенностей взаимодействия с регионами. Практически сразу же Мишустин продемонстрировал явную смелость и готовность к решительным шагам, введя ограничения на пересечение российско-китайской границы в период вспышки новой коронавирусной инфекции в Китае и понимание условий, в которых живет большинство россиян. Так, февральское заявление Мишустина о том, что Правительство не поддержит кратное повышение штрафов за превышение скорости водителями из-за того, что оно не добилось аналогичного роста зарплат в стране, вызвало огромный резонанс у населения и добавило симпатий к премьеру.
Тем не менее, планы по масштабному изменению административной структуры системы госуправления и переформатированию экономики, которые, по всей видимости, были у Мишустина, пришлось отложить. Россию, как и весь мир, охватила вспышка COVID-19, и все ресурсы и силы государственного аппарата были брошены на борьбу с новой коронавирусной инфекцией.
Коронавирус не прошел бесследно ни для мировой экономики, ни для системы здравоохранения практически каждой страны мира, поэтому оценивать работу Правительства следует именно в сравнении с работой кабинетов министров других государств. И тут можно констатировать, что Россия справляется с последствиями эпидемии намного лучше большинства зарубежных государств. Несмотря на летальные исходы в период пандемии, российская статистика выглядит гораздо лучше, чем статистика в большинстве стран Западной Европы и США, а переориентация системы здравоохранения на коронавирусные рельсы происходила оперативно и без серьезных инцидентов. Вполне удалось соблюсти баланс между необходимостью жестких карантинных мер и обязательностью сохранения экономики. И хотя коронавирус нанес по ней колоссальный удар, а реальные доходы населения существенно упали, в целом экономика выстояла и, более того, на этого не потребовалось даже привлечение средств из резервных фондов. Всё это Правительство Мишустина определенно может поставить себе в заслугу.
Следует отметить и то, как новое российское Правительство выстраивало работу с регионами. Имея печальную практику зачастую умалчивания регионами насущных проблем из-за боязни недовольства федерального центра, и Мишустин, и члены социального блока Правительства постоянно поднимали и задавали вопросы об этом и приучали к озвучиванию реальных цифр. И туда, где существовали проблемы, - незамедлительно направлялась необходимая помощь. Те же, кто демонстрировал манипуляцию данными, подвергался закономерной критике.
Вот этот подход, может быть не самый заметный широкой общественности, но очень четко выраженный, уверенно позволяет называть данный состав Правительства ориентированным на регионы и понимающим ситуацию на местах.
Прослеживался этот подход и в результате поездок членов Правительства в регионы. Несмотря на ковидный год и ситуацию, когда значительная часть страны перешла «на удаленку», Мишустин и министры часто бывали в регионах, регулярно совершая подобные поездки, демонстрируя желание вникать в региональные проблемы и устранять их причины. Тут, пожалуй, стоит особо отметить большую поездку Мишустина по дальневосточным регионам. Несмотря на то, что Премьер не посетил Хабаровск, ставший в 2020-м году самой «горячей политической точкой» страны, в целом поездка по ДВФО стала одним из самых заметных политических событий по итогам года. Уже упомянутое выше внимание к региональным проблемам, отсутствие зажатости и скованностями перед жителями (не говоря уж об отсутствии практики избегания таких контактов), крайне насыщенный график визитов в регионы и открытость для СМИ – все эти факторы способствовали тому, что к этой поездке был прикован огромный интерес общественности.
И возросшую информационную открытость Правительства тоже можно отметить как один из важных положительных итогов года его работы. Во время отчета в Государственной Думе перед депутатами Мишустин публично продемонстрировал готовность отвечать на все вопросы по структуре, которой он руководит, а надо отметить, что там было и немало острых вопросов не только от представителей оппозиционных партий, но даже от представителей «Единой России». И это уже позволяет отмечать Премьера как о политика, который не боится острых вопросов, знает, как на них отвечать и как себя держать. К этому можно добавить и тот факт, что существенно возросло количество контактов министров Правительства с журналистами, а Правительство в целом начало более уверенно и внятно объяснять свои шаги и действия представителям СМИ и общественности. В результате нет ничего удивительного в том, что сейчас мы наблюдаем рост доверия со стороны граждан к работе Правительства, тем более что члены Правительства постоянно демонстрируют готовность работать и решать задачи, поставленные Президентом.
Резюмируя, можно сказать, что Правительство в свой первый год вполне уверенно справилось с обрушившимися неординарными вызовами 2020-го года. Однако впереди у Правительства большое количество нерешенных задач, которые потребуют концентрации усилий и грамотных действий всех его звеньев. И непосредственно от этой работы зависит и доверие населения ко всей системе государственной власти в целом. Одним из основных шагов Правительства в следующий год его работы должна стать реформа системы госуправления, контуры которой уже обозначил Мишустин. Этот процесс должен не только принести существенные изменения в экономике, но и быть очень любопытным для наблюдения со стороны экспертного сообщества и общественности.