Posted 24 января 2019,, 18:08

Published 24 января 2019,, 18:08

Modified 7 марта, 16:26

Updated 7 марта, 16:26

Ломать – не строить: зачем уничтожают ТЭЦ-ЗИЛ?

Ломать – не строить: зачем уничтожают ТЭЦ-ЗИЛ?

24 января 2019, 18:08
Знаменитую теплоэлектростанцию, которая могла бы еще работать и работать, хотят снести в интересах всесильных застройщиков

Завершается снос цехов некогда знаменитого и старейшего автозавода России - ЗИЛа. На его костях строится новый район. С уничтожением завода все смирились, и лишь небольшая горстка бывших работников ведёт работу по сохранению ЗИЛовской истории.

Благодаря им и появился этот материал.

Особняком стояла лишь заводская теплоэлектроцентраль - ТЭЦ-ЗИЛ. Она продолжала работать благодаря своей универсальности - тепло и электричество нужны любому объекту, будь то мощный автозавод или многоэтажные жилые дома. ТЭЦ успешно питала бизнес-центры так называемого технопарка «Nagatino i-Land», квартал “Парк Легенд” с хоккейным стадионом и центром синхронного плавания и всех других потребителей на территории бывшего ЗИЛа. Даже удавалось заключать договоры на поставку электроэнергии организациям, расположенным на относительном удалении от ТЭЦ, используя существующие электросети “Мосэнерго”.

По ранним планам застройки территории ТЭЦ-ЗИЛ должна была быть сохранена и использоваться по прямому назначению, но постепенно планы менялись, и к 2016 году теплоэлектроцентраль почему-то признали старой, неэффективной, не нужной Москве, и выпустили приказы, предписывающие вывести ТЭЦ-ЗИЛ из эксплуатации. Но приказы не помешали теплоэлектроцентрали отработать отопительный сезон 2017-18 года, после чего её остановили, большую часть работников сократили, а к металлоёмкому оборудованию потянулись руки утилизаторов.

Что же происходит вокруг ТЭЦ ЗИЛ? Почему так резко поменялись планы на её будущее? Так ли она стара и неэффективна?

Прежде всего, основной показатель любой ТЭЦ - её мощность. В случае с зиловской теплоэлектроцентралью мы имеем 100 МВт мощности электрической и 625 ГКал тепловой. Для не специалиста эти цифры мало о чем говорят, но работнику энергетической сферы сразу ясно - перед ним не какая-то заштатная котельная! Далее, особенно в сравнении с соответствующими характеристиками ТЭЦ “Мосэнерго”, эти цифры станут более понятны и весомы. Что касается оборудования, то ниже мы поговорим и о нем. Топливо ТЭЦ-ЗИЛ - природный газ. В этом она не отличается от аналогичных объектов “Мосэнерго”. А за счёт высоких дымовых труб по экологическим параметрам даже “выигрывает” у ряда московских теплоэлектроцентралей - продукты сгорания поднимаются на большую высоту, лучше разносятся ветром и рассеиваются в атмосфере.

Не читайте до обеда советских газет!

Подготовка к ликвидации ТЭЦ началась уже несколько лет назад с формирования общественного мнения - появлялись специфические статьи, обосновывающие снос теплоэлектроцентрали с использованием фактов, грубо вырванных из общего контекста. Например, журналист Елена Мацейко в своей статье “ТЭЦ-ЗИЛ: какая судьба ждёт монстра великой индустриальной эпохи” пользуется следующими “фактами”:

«Между тем уже известно, что ТЭЦ-ЗИЛ будет выводиться из промзоны, а её мощности переключат на другие, более современные и модернизированные теплоэлектростанции, среди которых называют ТЭЦ-8 и ТЭЦ-9. На ТЭЦ-ЗИЛ установлено оборудование 1936 года выпуска, модернизации оно не проходило».

К сожалению, не будучи сведущим в теплоэлектроэнергетике, трудно разобраться в заказном характере данной статьи, тем более подкреплённой словами главного инженера Мосэнерго. Для грамотного анализа пришлось обратиться к заводским архивам, специальной литературе и, главное, проконсультироваться у специалистов.

Итак, первая очередь тогда ещё ТЭЦ-ЗИС, была запущена в 1937 году. При этом теплоэлектроцентрали Мосэнерго, которые должны её заменить, построены ещё раньше. Основные здания ТЭЦ-9, расположенной в непосредственной близости от ТЭЦ-ЗИЛ, построены аж в 1933 году, а ТЭЦ-8, что на Волгоградском проспекте, ещё старше - 1930 года. Естественно, в их машинных залах работают уже не те турбины и генераторы, что питали город в первые пятилетки советской власти: в 1980 году была запущена её вторая очередь, ставшая основной, а в последующие годы велась постоянная модернизация и замена оборудования, в особенности - систем управления и контроля, что напрямую влияет на безопасность. Также не станем верить Мацейко на слово и сами проверим, насколько современное оборудование установлено на ТЭЦ-8 и 9.

Самый старый паровой котёл ТГМ-96А на ТЭЦ-8 запущен в 1972 году. Он давно вышел за нормативный срок службы в 30 лет и сейчас работает благодаря продлению ресурса, выполненному по фактическому техническому состоянию. Подобные продления ресурса являются нормой для подобных объектов. Самый молодой котёл этой ТЭЦ также сделан ещё в СССР и запущен в 1987 году.

Не многим отличается ситуация на ТЭЦ-9: самый старый её котёл запущен аж в 1959 году и, благодаря модернизации в 1984, работает и по сей день. Остальные котлы 1962, 70, 71 и 93 годов.

Статья Елены Мацейко не является единичным проявлением однобоко поданной информации. Задав в строке поисковой системы “ТЭЦ-ЗИЛ”, можно прочитать множество подобных статеек и заметок, в которых активно говорится о моральном старении оборудования и нет упоминаний о вполне современной второй очереди теплоэлектроцентрали. Руководствуясь такой логикой, можно смело сносить почти все объекты Мосэнерго, а старейшую московскую ГЭС-1, что на Раушской набережной, с котлами типа Бабкок-Вилькокс 1930 года, срочно музеифицировать либо освободить под создание торгово-развлекательного центра, что более выгодно.

Но снова вернёмся к статье Елены Мацейко: “Обрушения системы не будет, — пообещал главный инженер ПАО «Мосэнерго» Сергей Ленев. — Запаса мощности как по электрической, так и по тепловой части хватит, чтобы полностью обеспечить энергоснабжение зоны ЗИЛа. По его словам, на станциях-дублерах специально «под проект» установлены современные блоки, более дешёвые, экологичные и экономичные, позволяющие получать дешёвую тепловую энергию".

Так ли это? Лишь отчасти. Только ТЭЦ-8 имеет запас по тепловой мощности, способный компенсировать вывод ТЭЦ-ЗИЛ, но присоединение к ней новой нагрузки практически лишит её резерва, приблизит мощность к максимально возможной, что в в ближайшей перспективе ограничит число подключаемых потребителей . А ТЭЦ-9 практически лишена резерва - к тому же, по имеющейся инсайдерской информации, техническое состояние обеих теплоэлектроцентралей далеко до идеального, и любая авария с остановкой водогрейных котлов в зимний период приведёт к отключению тепла в целых районах на юге и юго-востоке Москвы.

Что же касается модернизации, то инженер Ленёв делает хорошую мину при плохой игре: лишь только на ТЭЦ-9 была недавно введена в эксплуатацию газотурбинная установка мощностью 65 МВт, что в 1,5 раза меньше, чем генерирует ТЭЦ-ЗИЛ. И эта модернизация касается только электроэнергии. По теплоснабжению сколь-либо адекватного увеличения мощности - что на ТЭЦ-8, что на ТЭЦ-9 - не предусмотрено.

Убить чужими руками и исподтишка

Итак, ТЭЦ-ЗИЛ, не уступающую городским ТЭЦ, приказано стереть с лица Земли. Но кто же и как принимает такие судьбоносные и разрушительные решения? Не секрет, что ПАО “Завод имени И. А. Лихачева” является держателем 100% акций АО "ТЭЦ-ЗИЛ". На сегодняшнее время ЗИЛ прекратил быть автомобильным заводом: основной деятельностью организации является сдача в аренду собственных и арендуемых площадей. Попутно руководство избавляется от оставшегося движимого и недвижимого имущества, сокращает последних работников, чтобы в ближайшее время выйти на окончательную самоликвидацию. ТЭЦ не стала исключением - руководство ПАО “ЗИЛ” поставило жирный крест и на ней.

Неужели в высшем руководстве бывшего автозавода засели столь недальновидные люди, одним росчерком пера готовые уничтожить мощное и чрезвычайно полезное сооружение, которое ещё недавно приносило прибыль им самим, и в которое в своё время были вложены крупные денежные суммы? Отнюдь - очень дальновидные. А смотрят они совсем в другую сторону, и ТЭЦ, находящаяся в поле зрения, им только мешает. И дело даже не в руководстве самого “ЗИЛа”, а в тех, кто сейчас в действительности управляет ликвидацией бывшего автогиганта. А это, всего-навсего, Департамент городского имущества города Москвы. Ведь 64,77 % уставного капитала ЗИЛа принадлежит этому департаменту - то есть, властям столицы Российской Федерации. И именно его работники входят в состав Совета директоров ПАО. И именно с их согласия ТЭЦ-ЗИЛ приказано умереть.

А из нашего окна площадь Красная видна!..

Получается, властям города не нужен этот объект энергетики. Но почему? Проведём небольшой анализ процесса уничтожения автомобильного завода имени Лихачева. Всю его территорию условно поделили на две части (северную и южную), разделённые Московской кольцевой железной дорогой. Цеха на северной территории первыми пошли под снос, и сейчас на ней достраивают жилой комплекс бизнесс-класса ЗИЛАРТ, уже эксплуатируются спортивные объекты так называемого “Парка легенд”, вскоре заработает строительный гипермаркет сети Леруа-Мерлен, открыт парк “Тюфелева роща”. На части Южной территории изначально должна была остаться площадка под промышленное производство - естественно, сохранялась и ТЭЦ. Интернет до сих пор хранит ряд публикаций, выполненных по материалам комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы, в которых анонсируется как сохранение и модернизация ТЭЦ-ЗИЛ, так и вывод за счет этого устаревшей ТЭЦ-9.

Постепенно планы менялись, и к 2017 году от производственных площадей на данной территории отказались полностью. Логика этого решения понятна - соседство с любым производством снижает статус нового района, застройщик недополучит прибыль от реализации жилья. И теперь остаётся лишь ТЭЦ со своими машинными залами и, главное, с огромными трубами, которые у неграмотного обывателя ассоциируются лишь с опасными выбросами и загрязнением окружающей среды. К тому же, освободится ещё один большой кусок земли, которым с радостью воспользуются для возведения очередных апартаментов. Если предположение верно, то снос ТЭЦ-ЗИЛ лоббируется чиновниками в интересах застройщика.

Мудрое ли это решение? Полезно ли оно для города в целом, или лишь для небольшой группы людей из правительства Москвы и строительных компаний? С нашей точки зрения, решение о сносе ТЭЦ-ЗИЛ однозначно ошибочное и необоснованное. И если вышеизложенных фактов мало, то вспомним ещё об одном: так называемая “реновация”. По сути, в планах столичных властей значится серьёзное уплотнение Москвы с соответствующим ростом числа потребителей тепла и электроэнергии. Неужели чиновники настолько недальновидны, что в перспективе могут довести город до энергетического дефицита? Хочется думать, что нет, хотя ситуация со свалками 2018 года говорит об обратном.

Что бы могло спасти ТЭЦ от резки на металл? Прежде всего, пересмотр ранее выпущенных приказов о выводе из эксплуатации и введение её в систему “Мосэнерго”. Как это будет сделано - через продажу, передачу в долговременную аренду - не суть важно. Ведь уже сейчас 65% ТЭЦ-ЗИЛ фактически принадлежит городу. Таким образом решится и ещё одна немаловажная проблема: на сегодняшний день ТЭЦ-ЗИЛ является потенциальным конкурентом “Мосэнерго” в Южном административном округе, и конкурентом сильным, против которого настроено руководство энергетической сферы города. Вопрос о конкуренции автоматически снимется с переходом теплоэлектроцентрали в структуру “Мосэнерго”.

Кстати, ведь уже есть хорошие примеры использования Москвой бывших заводских богатств и наработок. Прежде всего, это зиловская больница, она же Медсанчасть №1, которая вошла в систему лечебных учреждений Москвы как “Городская клиническая больница №12” имени Буянова.

Похожая история произошла с Дворцом Культуры автозавода: построенный в 1937 году конструктивистами братьями Весниными, он является памятником культурного наследия и тоже передан городу как “Культурный Центр ЗИЛ”.

Так и ТЭЦ-ЗИЛ 37 года постройки, как ни странно, является потенциалом для дальнейшего развития теплоэлектроцентрали. За счёт использования её площадей возможно радикальное повышение электрической мощности с 100 МВт до 800 МВт - а это, между прочим, на 30% больше, чем у той же ТЭЦ-8. Проект такой модернизации был выполнен в середине 2000-х годов и не потерял свою актуальность сегодня. Также огромным плюсом является расположение ТЭЦ-ЗИЛ вблизи старого русла Москва-реки: использование водоёма избавляет от строительства массивных, портящих пейзаж и даже пугающих обывателей градирен.

Что же в итоге? Инициативная группа из бывших работников продолжает бороться за сохранение ТЭЦ, доносит до чиновников спорность и абсурдность сложившейся ситуации. Им очень сильно не хватает огласки проблемы, поддержки коллег-энергетиков и просто обычных москвичей, понимающих важность сохранения такого объекта, видящих в нем не очередные коптящие трубы, а предприятие, дающие свет, тепло, а значит и жизнь городу и его жителям.

По материалам, предоставленным бывшими работниками ТЭЦ-ЗИЛ.

Приложение: схема теплоснабжения Москвы на период до 2030 года.

"